- Шагал, Марк Захарович
- (07.07. 1887, Лиозно под Витебском - 28.03.1985, Сен-Поль де Вэнс, Франция)русский живописец и график, с 1923 жил и работал во Франции. Родился в семье мелкого торговца, начал заниматься живописью в Витебске в 1906 (уроки в Школе живописи и рисунка И.Пэна); в 1908-1910 продолжил учебу у Л.Бакста в Санкт-Петербурге (в частной школе Е.Званцевой). В 1910-1914 жил и работал в Париже, испытывая воздействие А.Матисса и его окружения, а также общаясь с поэтом и критиком Г.Аполлинером и мастерами кубизма (Ф.Леже и Р.Делоне в первую очередь). Перед началом I мировой войны возвращается в Витебск, где в 1917-1919 занимает должность уездного Уполномоченного по делам искусств и организует “Свободную мастерскую живописи”, в которой преподает вместе с К.Малевичем и Л.Лисицким. В 1919-1921 работает и выставляется в Петрограде и Москве; сценограф Еврейского камерного театра А.Грановского в Москве, преподаватель рисунка в детской колонии имени III Интернационала в Малаховке под Москвой. В 1922 навсегда уезжает из России - сначала в Берлин, потом во Францию.Экспрессивный язык искусства Ш. изначально был предопределен спецификой социума художника, родившегося в бедной еврейской семье и сформировавшегося в консервативной атмосфере русской провинции 1900-х. Этот фактор обычно обостренно сказывался в творчестве молодых художников-евреев в эмиграции, особенно в Париже в 1910-1920-е, где признание получили, наряду с Ш., также Х.Сутин*, Х.Орлова, М.Кислинг, П.Кремень, О.Цадкин, М.Кикоин и др. выходцы из России, Литвы и Польши. Ш. явно выделялся в их ряду особой многослойностью, метафоричностью мышления и образного языка, интересом к иконографии и темам античной, иудейской и христианской художественных культур. Говорить об экспрессионистском духе полотен Ш. можно поэтому с осторожностью, имея в виду, прежде всего, его работы первого парижского периода, а также полотна, созданные в Витебске и Москве до начала 1920-х.Уже в раннем творчестве Ш. обратился к важнейшим темам человеческого бытия (“Семья” или “Материнство”, 1909; “Рождение”, 1910) и открыл для себя символико-декоративную природу цвета (“Сидящая обнаженная в красных тонах”, 1908). Этим и можно объяснить самостоятельность его позиций художника рядом с окружением Матисса и Пикассо в Париже в начале 1910-х. После успеха его картин на выставке Салона независимых в 1912, Г.Аполлинер признал новизну и языческую мощь самовыражения молодого художника из России. Критик впервые использовал при этом термин surnaturalism (“сверхнатурализм”) после беглого знакомства с ранними витебскими и парижскими картинами Ш. Сегодня о Ш. принято говорить как о предтече европейского сюрреализма и прародителе “тугой генетической спирали”, в которой было “запрограммировано многое из близящегося искусства Новейшего времени” (М.Герман). Я.Тугендхольд писал в 1920-е о доходящем до одержимости “увлечении немецких живописцев живописью Шагала”, приводя в пример Г.Кампендонка*; этот же факт был засвидетельствован и немецким поэтом Л.Рубинером* в письме художнику.О прямых контактах Ш. с немецким экспрессионизмом свидетельствуют его многократные встречи с издателем “Штурма”* Х.Вальденом* и участие в первом Осеннем салоне в Берлине в 1913 вместе с мастерами “Дер блауэ райтер”*. В следующем году в галерее “Штурм” состоялась уже персональная выставка Ш., а его картина “Голгофа” (1912) была приобретена мюнхенским коллекционером и меценатом Б.Келлером. Более объективным представляется все же вывод об очевидных параллелях в художественном мышлении Ш. и немецких экспрессионистов, в том числе - в сходстве ощущений вселенского масштаба бытия и проблематичности сосуществования человека и живой природы. У Э.Нольде* и Ф.Марка* взгляд на возможность гармонии в их связи скорее пессимистичен, но оказывается выраженным мощно и темпераментно благодаря активному использованию ритма и цвета. Пантеистский контекст у Ш. скорее философичен и более опосредован ввиду его перенасыщенности библейско-мифологическими ассоциациями и эротической символикой (“России, ослам и другим”, “Моей невесте посвящается” и “Двое с козой”, все 1911).Экспрессивность самовыражения молодого Ш. в известной мере определяется примитивистским духом его полотен, но в еще большей степени - парадоксальной поэтикой его образного языка (“Торговец скотом”, 1912; “День рождения”, 1915; “Прогулка”, 1917/18). Полет фантазии художника интуитивен и непредсказуем, хотя в итоге неизменно сводится к одной и той же многослойной философской “парадигме”. “Я смотрел на своего отца, дремавшего под лампой, и грезил о небе и звездах, столь отдаленных от нашей улицы. Вся поэзия жизни, казалось, была сосредоточена в его грусти, в его молчании... В моем отце виделось мне нечто близкое с недвижной и безгласной коровой, дремлющей на кровле хижины”.Довольно скоро Ш. сумел осознанно переосмыслить подобный “метод” в прием сверхдейственного монтажа, выстраивая композицию полотна на контрастах ближних и резко удаленных пространственных планов, или помещая рядом разномасштабные изо бражения людей и домов в условном сферическом пространстве (“Я и деревня”, 1911; “Скрипач”, 1912/13). Этот формальный прием одновременно прослеживался в коллажах авангардистов, но у Ш. он всегда оставался средством почти мистического визуально-психологического воздействия и на целое десятилетие опережал аналогичные приемы в так называемом поэтическом и документальном кинематографе (С.Эйзенштейн*, Дз.Вертов).С конца 1920-х искусство Ш. становится более спокойным и, по существу, уже “академическим”, напоминая эволюцию А.Матисса и П.Пикассо. В последующие полвека художник работал преимущественно в религиозной тематике как книжный иллюстратор и живописец-монументалист (гравюры к Библии по заказу А.Воллара, 1930; витражи для соборов в Майнце и Реймсе, 1962 и 1964). Особую известность получили также его роспись плафона Парижской оперы (1964, по заказу министра культуры Франции А.Мальро) и мозаичные панно для Нового парламента в Иерусалиме (1969/70). В 1973-1974 Ш. дважды приезжал в СССР.Произв.: Живопись - “Автопортрет”, 1907; “Вид из окна в Витебске”, 1908; “Автопортрет с семью пальцами”, 1911-1912; “Зеркало”, 1915; “В честь Аполлинера”, 1911-1912; “Ворота еврейского кладбища”, 1917; “Явление”, 1917-1918; “Двойной портрет с бокалом вина”, 1917-1918; “Падение ангела”, 1933-1947. Графика - иллюстрации к автобиографии “Моя жизнь” (1922, 20 офортов) и к “Мертвым душам” Н.В.Гоголя (1923, офорты).Соч.: Ангел над крышами. М., 1989; Моя жизнь. СПб., 2000.Лит.: Эфрос А., ТугенхольдЯ. Искусство Марка Шагала. М., 1918; Эфрос А. Марк Шагал// Ступени. М., 1930; Марк Шагал//Даугава. 1987. №7; Meyer Fr. Mark Chagall. Paris, 1964; Mark Chagall. Catalogue. Paris, 1959; Walter, Ingo F., Metzger R. Mark Chagall. 1887-1985. Malerei als Poesie. Köln, 1987.Ю. Маркин
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.