Шикеле, Рене


Шикеле, Рене
(Schickele, Rene)
(псевдоним Заша)
(4.08.1883, Оберенхейм, Эльзас, - 31.01.1940, Ване, Франция)
   прозаик, поэт, драматург, публицист, писал преимущественно на немецком языке. Сын немца и француженки, Ш. вырос и сложился как писатель под воздействием двух культур. Изучал естественные науки и филологию в университетах Страсбурга, Мюнхена, Парижа и Берлина, в 1902 вместе с О.Флаке и Э.Штадлером* основал журнал “Штюрмер” (“Der Stürmer”, “Бунтарь”), в 1903 издавал журнал “Меркер” (“Der Merker”, “Буквоед”). В последующие годы сотрудничал в нескольких немецкоязычных изданиях, путешествовал по Европе, Северной Африке, Ближнему Востоку, Индии; в 1911 - главный редактор страсбургской газеты “Нойе цайтунг” (“Neue Zeitung”, “Новая газета”). С 1913 Ш. - постоянный сотрудник ведущего экспрессионистского журнала “Ди вайсен блеттер”*, а в 1915-1919 - его издатель. Поскольку пацифистская платформа журнала не устраивала германские власти, Ш. вместе с редакцией переехал в 1915 в Швейцарию, где жил в годы I мировой войны. После войны возвратился в Германию, но в 1932 эмигрировал во Францию, умер подданным этой страны.
   Ш.- один из зачинателей и ведущих представителей экспрессионистского движения, вначале как поэт (сборник “Мое сердце, моя земля”, “Mein Herz, mein Land”, 1915), затем как прозаик и публицист. За то, что ему удалось собрать вокруг журнала мятежных духом молодых литераторов, Т.Манн назвал Ш. “генералом экспрессионизма”. Роман Ш. “Бенкаль, утешитель женщин” (“Benkai, der Frauentröster”, 1914) считается эстетическим и политическим манифестом раннего экспрессионизма; в нем впервые в немецкоязычной прозе возникают мрачные видения надвигающейся мировой войны. Герой романа, талантливый скульптор и неутомимый озорник, впитавший воззрения персонажей Мошероша и Гриммельсхаузена, Бенкаль важнейшими свойствами человеческой природы считает жажду свободы и красоты. Процесс самопознания и самоосвобождения приводит его к эмоциональному бунту против косного окружения, небывалая интенсивность чувств находит выражение в крике*; его искусство, которое он “выводит” на улицу, в массы, становится обвинением, предостережением, утешением и одновременно зловещим предзнаменованием грядущих катастроф. Ш., вместе с Р.Ролланом и Г.Гессе, выступил против шовинистической истерии, призывал к благоразумию, в разных по жанру произведениях варьировал мысль о преступной бессмысленности братоубийственной войны. Как и большинство экспрессионистов, он клятвенно отрекался “от всякого насилия, от любого принуждения” (стихотворение “Отречение”). Идея единения “друзей человечества”, духовного объединения Европы питалась в его творчестве чувством двойной национальной принадлежности; его волновала судьба эльзасцев, оказавшихся в пограничной зоне между Германией и Францией и переходивших под юрисдикцию то одной, то другой страны. Судьбе эльзасцев посвящена трилогия “Рейнское наследство”, состоящая из романов “Мария Каппони” (“Maria Capponi”, 1926), “Вид на Вогезы” (“Der Blick auf die Vogesen”, 1927) и “Волк в стаде” (“Der Wolf in der Hürde”, 1931); в ней Ш. протестует против реваншистских настроений не только в Германии, но и во Франции.
   В отличие от многих писателей-экспрессионистов, Ш. избегал резких экспериментов с языком и литературными формами, его стиль представлял собой “очень странную смесь суровой зрелости, буйной уравновешенности, галльской эротики и немецкой совестливости” (А.Эренштейн*). Начав как символист и неоромантик (юношеские стихи), он, пройдя самую протяженную во времени и самую продуктивную в творческом отношении стадию экспрессионизма, успел воздать должное и “новой деловитости”*, и реализму. Он умел находить равнодействующую между началом объективным и субъективным, рациональным и иррациональным, изобразительным и выразительным даже в те периоды, когда они далеко отходили друг от друга.
   Соч.: Pan. Sonnenopfer der Jugend. Berlin, 1902; Der Fremde. Berlin, 1909; Weis und Rot. Berlin, 1910; Die Leibwache. Berlin, 1914; Aisse. Leipzig, 1915; Hans in Schnackenloch. Berlin, 1915; Am Glockenturm. Berlin, 1929; Die Mädchen. Drei Erzählungen. Berlin, 1920; Symphonie für Jazz. Berlin, 1929; Die Flaschenpost. Amsterdam, 1937; Grand'maman und der Preusse. Zwei Romanfragmente. Berlin, 1978.
   Лит.: Meyer J. Vom elsässischen Kunstfrühling zur utopischen ci vitas hominum. Jugendstil und Expressionismus bei Rene Schickele (1900 bis 1920). München, 1981; Elsässer, Europäer, Pazifist/ Hg. A.Finck, M.Staiber. Mörstadt, 1984.
   В. Седельник

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Шикеле, Рене" в других словарях:

  • Schickele, Rene —    см. Шикеле, Рене …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Die Weissen blatter — «DIE WEISSEN BLATTER» (Белые листы) литературный журнал, издаваемый с 1913 сначала в Лейпциге, с апреля 1916 в Цюрихе, в 1918 в Берне, с 1919 в Мюнхене. В первый год издания редактором «W. B.» был Гуго Геллер, потом Рене Шикеле, к рый является… …   Литературная энциклопедия

  • Штадлер, Эрнст — Эрнст Штадлер нем. Ernst Stadler Имя при рождении: Ernst Maria Richard Stadler Дата рождения …   Википедия

  • Рихтер, Ханс Вернер — Ханс Вернер Рихтер Hans Werner Richter Имя при рождении: Ханс Вернер Рихтер Дата рождения: 12 ноября 1908(1908 11 12) Место рождения: Ной Заллентин, Померания, Германская империя …   Википедия

  • Вальден, Герварт — Герварт Вальден Herwarth Walden Портрет работы Э. Орлика Имя при рождении: Georg Lewin Дата рождения …   Википедия

  • Сумерки человечества — нем. Menschheitsdämmerung. Ein Dokument des Expressionismus …   Википедия

  • Франк, Леонгард — (Frank, Leonhard) (04.09.1882, Вюрцбург 18.08.1961, Мюнхен)    немецкий романист, новеллист, драматург. Сын подмастерья плотника, после начальной школы был учеником слесаря, рабочим, маляром, санитаром; с 1904 жил в Мюнхене, где учился живописи;… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Хлебников, Велимир — (псевдоним; настоящее имя Виктор Владимирович, 28.10 [09.11] 1885, с. Малые Дербеты, Астраханская губерния 28.06.1922, с. Санталово, Новгородская губерния)    русский поэт, драматург, реформатор стиха, создатель лингвистических, социальных,… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.