Штернгейм, Карл


Штернгейм, Карл
(Sternheim, Karl)
(01.03.1878, Лейпциг - 03.11.1942, Брюссель)
   немецкий комедиограф. Сын банкира. После неоромантического дебюта стал знаменит в 1910-е как автор цикла комедий “Из героической жизни бюргера” (“Aus dem bürgerlichen Heldenleben”). Цикл открывается скандально знаменитой пьесой “Панталоны” (“Die Hose”, премьера 1911, Немецкий театр, Берлин, режиссер Феликс Холлендер). Центральный персонаж комедии, Теобальд Маске, классический немецкий филистер, с его ограниченностью и витальной силой, объявлен автором героем времени. Историю семейства Маске продолжают еще три пьесы цикла - “Сноб” (“Der Snob”, 1913, премьера 1914, режиссер М.Рейнхардт), “1913” (премьера 1919, режиссер Г.Хартунг) и “Окаменелость” (“Das Fossil”, 1922, премьера 1923, режиссер Эрих Шёнлак). К циклу относятся комедии “Шкатулка” (“Die Kassette”, 1911), “Бюргер Шиппель” (“Bürger Schippel”, 1912, режиссер М.Рейнхардт, 1913) и “Tabula rasa” (1915, премьера 1919, режиссер Г.Альтман). Характерно прежде всего отсутствие какого-либо пафоса, “холодность” или “бессердечие”, за которые Ш. упрекала современная ему критика. По амбивалентности отношения к персонажам и финальной “морали” его пьесы можно сравнить разве лишь с драматургией Ведекинда*. Многое сближает Ш. с экспрессионизмом - антибюргерская направленность, подчеркнутая эротичность, пародирование любых клише немецкой культуры и идеологии, наконец, свободное обращение с языком, в том числе особый синтаксис. Он оказал несомненное влияние на многих авторов экспрессионистского поколения - Ганса Йоста*, Эрнста Камнитцера и др., в том числе на Б.Брехта*. Пьесы Ш. стали известны раньше большинства экспрессионистских произведений, за ним сохранился приоритет новаторства, а язык такого типа у критиков долгие годы назывался “штернхеймовским”.
   Хотя драмы и комедии Ш. по технике письма, по тону отличаются от драматургической продукции экспрессионистов, но этого нельзя уверенно сказать о его прозе. Она во многом укладывается в рамки представлений об экспрессионистской прозе и считалась в свое время образцом нового стиля. Новелла “Бузеков” вышла в 1913 в журнале “Ди вайсен блеттер”*, в следующем году ее выпустило издательство Курта Вольфа* в серии “Страшный суд”. Там же были опубликованы еще две новеллы 1915 -“Наполеон” и “Шулин”. За них Ш. была присуждена премия имени Фонтане (деньги Ш. передал Ф.Кафке*, публиковавшемуся в той же серии). Ш. был постоянным автором экспрессионистских издательств, его новые прозаические произведения регулярно выпускал К.Вольф, а позднее они публиковались в журнале “Марсий” (“Marsyas”) - “Сестры Шторк”, “Мета”, “Ульрике”, “Позински”, “Вошь” и др. С 1918 автор стал их объединять в цикл “Хроника начала XX века” (“Chronik von des zwanzigsten Jahrhunderts Beginn”). Цикл новелл в разных составах публиковался многократно, его иллюстрировали Оттомар Штарке, Георг Тапперт, Рудольф Гроссман, Макс Пехштейн*, Франц Мазерель* и др. Новеллы Ш. принесли ему читательский успех. Им свойственны особая “концентрированная” манера письма, свободное отношение к внешнему и психологическому правдоподобию. С помощью экономных изобразительных средств автор достигает сильного эмоционального воздействия на читателя. Свобода в изображении эротических эпизодов, характерная для многих экспрессионистских произведений, особо значима для Ш. - с чем связано большинство цензурных запретов его произведений. В Германии новелла “Ульрике” (“Ulrike”, 1919, журнал “Die Zukunft”, № 42), например, была конфискована, а автор обвинен судом в нарушении общественной нравственности. Поначалу новеллы были задуманы как замена циклу “Из героической жизни бюргера”, большая часть которого была запрещена к постановке во время войны. Новеллы сразу обрели полную самостоятельность и уже в силу законов жанра стали совсем иначе, чем пьесы, развивать главную штернхеймовскую тему бюргерской посредственности. С годами Ш. стал настаивать на истинной “героичности” своих персонажей, которая все сильнее проявлялась именно в прозаических текстах.
   В целом проза Ш., включая роман “Европа” (“Europa”, 1920), где используется кинематографическая техника письма, обнаруживает черты несомненной общности с экспрессионизмом. Ш., впрочем, не считал себя экспрессионистским писателем и утверждал, что экспрессионизм не мог внести ничего существенно нового в литературу, потому что не создал новой эстетики. Исключения для него составляли несколько имен. Среди лучших новейших писателей и художников он особо отмечал своих близких друзей Э.Штадлера* и Г.Бенна*, О.Штарке, Ф.Мазереля, Конрада Феликсмюллера (многих из них он в трудные годы поддерживал и материально).
   Во время войны и революции Ш. занимается публицистикой. Благодаря славе новатора и революционера от литературы его охотно публиковали экспрессионистские издания. В августе 1914 появилась его первая публикация в “Акцион”, в 1918-1922 он становится активным автором журнала, публикуя порой подчеркнуто агитационно-просветительские материалы (“Рабочая азбука”, “Руки прочь от маргарина”, 1922). Совместный проект, задуманный вместе с Г.Бенном, К.Эйнштейном и Т.Таггером, “Энциклопедия разрушения бюргерской идеологии” (“Enzyklopädie zum Abbruch bürgerlicher Ideologie”) остался неосуществленным, из него была опубликована только одна, первая страница. При всех нападках на экспрессионизм и экспрессионистов, ядро собственной программы Ш. напоминает идеи многих из них, но переведенные на язык иных эмоций: “Я бы посоветовал всякому жить согласно своей неповторимой индивидуальности, чтобы не количеством определялась независимость сообщества тех, кто на это решился, а подъемом, который только и делает достижимой цель нации и человечества”, - говорится в его статье “Спасенное бюргерство” (“Das gerettete Bürgertum”, “Aktion”, Berlin. 1918, H. 1/2). Знамениты его памфлеты “Берлин, или Juste milieu” (“Berlin oder Juste milieu”, 1920) и “Tacco, или искусство Juste milieu” (“Tasso oder Kunst des Juste milieu”, 1921). Следует отметить особенно резкое неприятие культа Гете и в целом немецкой “классики”. Ш. стремился распространить собственные идеи о бездуховности буржуазной культуры и способах построения нового общества в том числе и через партийный журнал. При этом Ш. никогда не принимал участия в политике, задача его оставалась сугубо эстетической (“Любая немецкая революция должна начинаться с революционизации немецкого языка!” - советовал он пролетариату). Разногласия с группой Пфемферта возникли в связи с комедией “Ничтожество” (“Der Nebbich”, 1924), осужденной в партийной среде. В 1925 произошел окончательный разрыв, поводом к которому послужил эпиграф к драме “Оскар Уайльд”: “То, что нужно - это индивидуализм!”. В новых изданиях комедий цикла введены отсутствовавшие прежде элементы пародии на экспрессионизм (“Шкатулка”, 1926). Поздние драмы конца 1920-1930-х в значительной степени автобиографичны, в них происходит, по крайней мере, на уровне сюжета, обращение к темам экспрессионизма. “Отцы, или нокаут”, 1928 и “Aut Caesar aut nihil” (“Либо цезарь, либо никто”, 1930) предлагают парадоксальные варианты самоосуществления “своего нюанса” - излюбленной идеи писателя.
   Ш., несмотря на очень тесное дружеское общение в кругах экспрессионистов, всегда держался особняком, и жил в основном за границей, главным образом в Бельгии, а также в Голландии и Швейцарии. Напряженные отношения с прессой, душевная болезнь, длительное пребывание в санаториях, годы эмиграции все больше усиливали изоляцию писателя. Во время фашистской диктатуры на него распространялся запрет на публикации.
   На русский язык в 1920-е переведена большая часть новелл Ш. В 1924/25 в Ленинграде поставлена комедия “Панталоны” (режиссер Г.Крыжицкий). Однако остальные драматические произведения, переведенные на русский, остались неопубликованными в связи с цензурными запретами.
   Статус Ш. как классика немецкой драматургии определился к 70-м XX в., но вопрос о его принадлежности к экспрессионизму так и остался спорным.
   Соч.: Gesamtwerk. 11 Bde. Neuwied; Berlin, 1963-1976; Gesammelte Werke in sechs Bänden. Berlin; Weimar, 1963-1968; Четыре новеллы. Пб.; M., 1923; Джимми Ферфакс. M., 1924; Хроника XX века. Новеллы. Л., 1928.
   Лит.: Feuchtwanger L. Carl Sternheim. Eine Studie // der Merker. München. 1913. № 12; Blei F. Über Wedekind, Sternheim und das Theater. Leipzig, 1915; Diebold B. Anarchie im Drama. Berlin, 1928; Eisenlohr F. Carl Sternheim. Der Dramatiker und seine Zeit. München; Berlin; Wien, o. J.; Paulsen W. Expressionismus und Aktivismus. Bern; Leipzig, 1935; Jens I. Studien zur expressionistischen Novelle. Tübingen, 1953; Liede H. Stiltendenzen expressionistischer Prosa. Freiburg; В., 1960; Sokel W.H. Der literarische Expressionismus. München, 1960; Karasek H. Carl Sternheim. Velber bei Hannover, 1965; Hoehendahl P.U. Das Bild der bürgerlichen Welt im expressionistischen Drama. Heidelberg, 1967; Stehlin P. Zum Goethe-Bild des literarischen Expressionismus. Zürich, 1967; Denkler H. Drama des Expressionismus. München, 1967; Sebald W.G. Carl Sternheim: Kritiker und Opfer der Wilhelminischen Ära. Stuttgart; Berlin; Köln; Mainz, 1969; Wendler W. Carl Sternheim// Expressionismus als Literatur/ Hg. W.Rothe. Bern; München, 1969; Peter L. Literarische Intelligenz und Klassenkampf: “Die Aktion”, 1911-1932. Köln, 1972; Billetta R. Sternheim-Kompendium. Wiesbaden, 1975; Полюдов B.A. Драматургия Карла Штернгейма. Автореферат канд. дисс. Л., 1974; Крыжицкий Г.К. Дороги театральные. М., 1976.
   О.Асписова

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Штернгейм, Карл" в других словарях:

  • Sternheim, Karl —    см. Штернгейм, Карл …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Немецкая литература — Литература эпохи феодализма. VIII X века. XI XII века. XII XIII века. XIII XV века. Библиография. Литература эпохи разложения феодализма. I. От Реформации до 30 летней войны (конец XV XVI вв.). II От 30 летней войны до раннего Просвещения (XVII в …   Литературная энциклопедия

  • Aktion — (Акцион действие) еженедельный литературный журнал, выходящий с 1911 в Берлине, издаваемый и редактируемый Францем Пфемфертом. Этот журнал сыграл большую роль в литературной жизни Германии военного и революционного времени, и его именем… …   Литературная энциклопедия

  • “Курт-Вольф-Ферлаг” —    [“КВФ”] (“Kurt Wolff Verlag”, [“KWV”])    издательство, отделившееся (1913) во главе с К.Вольфом* от лейпцигского издательского дома Э.Ровольта (совладельцем которого был К.Вольф) и ставшее самостоятельным (с осени 1919 находилось в Мюнхене).… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Ларош, София фон — София фон Ларош. 1778 Мария София фон Ларош (не …   Википедия


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.