- “Курт-Вольф-Ферлаг”
- [“КВФ”](“Kurt-Wolff-Verlag”, [“KWV”])издательство, отделившееся (1913) во главе с К.Вольфом* от лейпцигского издательского дома Э.Ровольта (совладельцем которого был К.Вольф) и ставшее самостоятельным (с осени 1919 находилось в Мюнхене). Активная деятельность “КВФ” продолжалась до 1929 и совмещалась с деятельностью нескольких дочерних предприятий (“Карл Краус”, “Karl Kraus”, 1916; “Ферлаг дер Вайсен бюхер”, “Verlag der Weissen Bücher”, “Издательство Белых книг”, 1917; “Дер нойе Гайст Ферлаг”, “Der Neue Geist Verlag”, “Издательство Новое сознание”, 1917; “Гиперион-ферлаг”, “Der Hyperion-Verlag”, “Издательство "Гиперион"”, 1917; “Ди Пантеон Каза Эдитрайс С.А., Флоренц”, “Die Pantheon Casa Editrice S.A., Florenz”, “Издательский дом Пантеон, С.А., Флоренция, 1924), которые специализировались на актуальных проблемах политики, изобразительного искусства, философии и т.д., что позволило К.Вольфу сосредоточить мощности “КВФ”, в основном, на творчестве экспрессионистов. Первый же шаг издательства - поэтический ежегодник “Аркадия”* (1913) - продемонстрировал широту его намерений, которая была подтверждена в первом альманахе “КВФ” “Пестрая книга” (“Das Bunte Buch”, 1914).Программа издательства была ориентирована на творчество молодых литераторов, причем не ограничивалась Германией. Вольф сыграл выдающуюся роль инициатора, мецената и финансового директора; литературный успех раннего экспрессионизма во многом обязан его предпринимательскому таланту, материальная база “КВФ” быстро упрочилась. За 1910-1913 было издано 153 наименования книг (см. перечень в “Пестрой книге”), больше, чем в солидном и авторитетном издательстве “З.Фишер-ферлаг” (“S.Fischer-Verlag”). При отсутствии постоянных заказчиков и ориентации на неизвестных авторов такой рост свидетельствовал о готовности издателя идти на риск (насчет состояния Вольфа ходило много легенд, но сам он утверждал, что начал дело “с 15 марками в кармане”). С весны 1914 Вольф назначил своим заместителем “гения по рекламе и продаже” Г.Г.Майера, который, несмотря на инфляцию военного времени, проводил политику интенсивных вложений в рекламу. Другие издательства этого не делали, что существенно сказывалось на темпах распродажи. Молодые авторы предпочитали печататься в “КВФ”, что объяснялось неординарной личностью издателя и его взглядами на права автора (“Творческий человек не должен становиться предметом торга”). Вольф был крайне щепетилен в вопросах авторского права и взаимоотношений с другими издательствами, никогда не вторгаясь в их владения. В то же время он мог пойти навстречу капризам авторов, которых ценил и считал необходимым популяризировать.Самыми ранними авторами “КВФ” были Ф.Кафка* (1912), М.Брод*, Ф.Верфель* и В.Газенклевер* (все 1913), однако их издание Вольф не считал своей заслугой, в отличие от стихов Г.Тракля*, на которые он натолкнулся в журнале “Бреннер”* и без промедления опубликовал их (Г.Тракль. “Стихотворения”, “Gedichte”, 1913; “Себастьян во сне”, “Sebastian im Traum”, 1914). Начиная с 1912, у “КВФ” не было необходимости искать новых авторов, очевидный успех предприятия притягивал к нему литераторов. Количество публикаций только “КВФ” (без дочерних издательств) с 1913 по 1929 составило 675 наименований (а вместе с ними - 929).Несмотря на популярность среди писателей самых разных творческих ориентации, издательство сохраняло свой четкий профиль, явное предпочтение при отборе книг отдавалось писателям-экспрессионистам. История взлета и популярности экспрессионизма прочно связана с книжной серией “Судный день”* (“Der Jüngste Tag”), которую “КВФ” начало печатать в 1913. Идентификацию издательства и личности издателя с определенным литературным движением следует рассматривать как нечто новое в издательском деле. Известно однако, что сам Вольф всячески открещивался от “ненавистной славы быть издателем экспрессионистов”, поскольку, по его мнению, “действительно большие поэты и писатели, которых я имел честь издавать, не имели ничего общего с так называемым экспрессионизмом, даже если литературная история классифицирует их как таковых. Их имена: Кафка, Гейм*, Тракль, Штадлер*, Верфель, Бласс*, Штернгейм*, Шикеле*, Генрих Манн*, Карл Краус...”.С 1922 “КВФ” сосредоточивает усилия на книгах по современному искусству. Склонность к серийным публикациям привела к появлению нового типа книги-альбома по искусству большого формата с вставными иллюстрациями (например, шеститомная серия “Немецкая скульптура”, 1924-1926).Ключевым для понимания деятельности “КВФ” является понятие “новый”. Каталог изданной к 1917 литературы (“Almanach KWV”, “Альманах КВФ”, 1917) зафиксировал эту стабильную ориентацию на новаторство в разных книжных сериях: “Новый роман” (“Der Neue Roman”), “Новые рассказы” (“Neue Geschichtenbücher”), “Судный день. Собрание новой поэзии” (“Der Jüngste Tag. Sammlung neuer Dichtung”), “Новая лирика” (“Die neue Lyrik”), “Новая драма” (“Neue Dramen”), позже вышла серия “Новая графика” (“Die Neue Graphik”). Как только Вольф вынужден был констатировать, что “большая часть продукции не реализуется из-за полной перемены вкуса публики”, он начал сворачивать свою деятельность и летом 1930 последовательно ликвидировал все свои издательства.Соч.: Credo// Autoren, Bücher, Abenteuer. Betrachtungen und Erinnerungen eines Verlegers. Mit einem Anhang: Lebensdaten und eine Bibliographie. Bücher in den Verlagen Kurt Wolffs. Berlin, 1965.Лит.: Zeller B. Der Verleger Kurt Wolff// Kurt Wolff. Briefwechsel eines Verlegers 1911-1963. Frankfurt a. M, 1966; Goebel W. Der Kurt Wolff Verlag: 1913-1930. Expressionismus als verlegerische Aufgabe. Mit einer Bibliographie des Kurt Wolff Verlages und der ihm angeschlossenen Unternehmen 1910-1930. Frankfurt a. M., 1977; Bauer W. M. Literarische Avantgarde als Ware. Kurt Wolff als Verleger der österreichischen Dichtung// Die österreichische Literatur. Ihr Profil von der Jahrhundertwende bis zur Gegenwart: 1880-1980. Bd. 4, II. Graz, 1989.Н.Пестова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.