Явленский, Алексей Георгиевич

Явленский, Алексей Георгиевич
(13.03.1865, Торжок, Тверская губерния - 15.03.1941, Висбаден, Германия)
   русский живописец, работавший в основном в Германии. Происходил из аристократической семьи, до 1896 - офицер русской армии. В 1884 начал самостоятельно заниматься живописью в Москве, в начале 1890-х - недолго учился у И.Репина. В 1896, оставив военную службу, вместе с М.Веревкиной* переехал в Мюнхен и продолжил учебу в художественной школе А.Ашбе (до 1898). С 1903 выставлялся на “Сецессионах” в Мюнхене и Берлине. В 1907-1912 Я. работал в Мюнхене в близком контакте с В.Кандинским* и мастерами из его окружения.
   Фигура Я. принадлежит к самым значительным в истории экспрессионизма. Вспоминая о периоде вызревания идей и художественных систем нового европейского искусства, Кандинский писал Я.: “Я многому тогда научился у Вас и могу быть только вечно благодарен Вам”. К тому времени Я. дважды посетил Францию и стал поклонником А.Матисса, с которым встречался неоднократно в 1903-1911, как и с Л.Коринтом (1903), Ф.Ходлером (1905), Р.Штайнером (1909), Г.Арпом (1917), В.Лембруком* (1918), А.Архипенко (1920), Р.М.Рильке(1920). Воздействие фовизма на станковую живопись Я., с ее гипертрофированным монументализмом, очевидно, однако оно было творчески переосмыслено, дополнено большим динамизмом формы и напряженным звучанием цвета. Эта манера сложилась уже в 1905-1907, когда В.Кандинский был еще на пути к своему новому стилю, а художники “Брюкке”* утверждали себя в те годы преимущественно в графике. Как портреты (“Автопортрет”, 1907), так и пейзажи Я. i (“Ландшафт в Мурнау”, 1912) становились все более напряженными и “психологичными”. Художник развивал в них собственные принципы “большой линии” и “большой формы”, вводил чистые, звонкие цвета и черные контуры. “Его картины периода "Дер блауэ райтер"* с их графической основой - это беглые стенограммы натуры, в i которых контур призван сдерживать дикое буйство цвета” (В.Хютт). Я. и М.Веревкина тогда уже были признанными лидерами в колонии русских художников в Мюнхене. Я. продолжал оставаться в той же роли и в “Новом объединении художников” как его соучредитель вместе с Кандинским (1909).
   В декабре 1911 он и М.Веревкина не приняли предложения стать рядовыми членами объединения “Дер блауэ райтер”, созданного Кандинским. В известной мере такая самоизоляция предопределила большую индивидуальность художественного почерка Я., а также повышенное внимание к нему со стороны коллекционеров и галеристов. После начала I мировой войны вместе с Веревкиной переехал в Швейцарию (Санта-Пре, Цюрих, 1914-1921), затем до конца жизни жил вновь в Германии. В 1920-е как член объединения “Синяя четверка” (вместе с В.Кандинским, П.Клее* и Л.Файнингером*) принимал участие в выставках в Европе и США.
   В начале 1910-х Я. вплотную подошел к реализации своей главной творческой темы, создав первый вариант программного произведения “Медитация - молитва” (1912). На сей раз для воплощения темы универсума оказалось достаточно одной лишь наметки человеческого лица, постепенно редуцируемой позже до архетипа геометризованной праформы в виде символической конфигурации креста. Подобные абстракции с их продуманным колоритом заключали в себе сильнейший медитативный заряд и глубокое содержание (серии “Мистическая голова”, “Абстрактная голова”, “Медитация” конца 1910-х - середины 1930-х). С 1914 к этому мотиву добавилась трактовка мотива пейзажного, увиденного из окна мастерской в Санта-Пре и варьируемого затем в сотнях повторов до сходной мистической “формулы” (серия “Вариации на пейзажную тему”, 1914-1921). “Каждый мастер ощущает свою жизнь как строительство собора [...] И приходит в конце концов к шпилю - к своему завершенному прекрасному собору. Шпиль необходим, ведь и готический храм возник из устремления к Богу. Мое искусство такое же, я постоянно менялся и всегда ощущал стремление к Богу”.
   В 1933 Я. было запрещено выставляться в Германии; восемь его картин были включены в экспозицию выставки “дегенеративного искусства” в Мюнхене в 1937. Год спустя художник вынужден был оставить профессиональную практику из-за тяжелой болезни.
   Произв.: “Натюрморт с белым и желтым кофейниками”, “Stilleben mit weißer und gelber Kaffeekanne”, 1908; “Пионы”, “Päonien”, 1909; “Никита”, “Nikita”, 1910; “Горбун”, “Der Buckel”, 1911; “Холм”, “Hügel”, 1912; “Одиночество”, “Einsamkeit”, 1912; “Ландшафт в Мурнау”, “Landschaft bei Murnau”, 1912; “Удлиненная голова в коричнево-красных тонах”, “Länglicher Kopf in Braunrot”, 1913; “Заход солнца”, “Sonnenuntergang”, 1916; “Абстрактная голова”, “Abstrakter Kopf”, 1923.
   Лит.: Weiler С. Alexej von Jawlensky. Köln, 1959; HuttW. Deutsche Malerei und Graphik im XX. Jahrhundert. Berlin, 1961; Alexej Jawlensky. München; Baden-Baden, 1983.
   Ю. Маркин

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Явленский, Алексей Георгиевич" в других словарях:

  • Явленский Алексей Георгиевич —         (1864 1941), живописец. Выходец из России. Работал в Германии. Учился у И. Е. Репина в петербургской АХ (с начала 90 х гг.) и в школе А. Ажбе в Мюнхене (с 1896) вместе с В. В. Кандинским, чьи установки во многом разделял. Член Нового… …   Художественная энциклопедия

  • Явленский, Алексей Георгиевич — Алексей Георгиевич Явленский  (13 марта (25 марта) 1864, Торжок  15 марта 1941, Висбаден)  русский художник экспрессионист, живший и работавший в Германии. Входил в группу художников «Синий всадник». Жизнеописание Явленский был русским… …   Википедия

  • Явленский Алексей Георгиевич — Алексей Георгиевич Явленский  (13 марта (25 марта) 1864, Торжок  15 марта 1941, Висбаден)  русский художник экспрессионист, живший и работавший в Германии. Входил в группу художников «Синий всадник». Жизнеописание Явленский был русским… …   Википедия

  • Явленский Алексей Георгиевич — (1864 1941), живописец. Родился в России. С 1893 работал в основном в Германии, стал одним из главных мастеров немецкого экспрессионизма. Основной мотив его зрелого творчества  человеческий лик, исполненный суровости либо напряжённого трагизма.… …   Энциклопедический словарь

  • Явленский Алексей Георгиевич — (1864—1941), живописец. С 1893 работал в основном в Германии, стал одним из главных мастеров немецкого экспрессионизма. Главный мотив его зрелого творчества — человеческий лик, исполненный суровости либо напряжённого трагизма.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Явленский, Алексей фон — Алексей фон Явленский …   Википедия

  • Явленский, Алексей — Алексей Георгиевич Явленский  (13 марта (25 марта) 1864, Торжок  15 марта 1941, Висбаден)  русский художник экспрессионист, живший и работавший в Германии. Входил в группу художников «Синий всадник». Жизнеописание Явленский был русским… …   Википедия

  • Явленский Алексей фон — Алексей Георгиевич Явленский  (13 марта (25 марта) 1864, Торжок  15 марта 1941, Висбаден)  русский художник экспрессионист, живший и работавший в Германии. Входил в группу художников «Синий всадник». Жизнеописание Явленский был русским… …   Википедия

  • Алексей Георгиевич Явленский — …   Википедия

  • Явленский — Явленский, Алексей фон Алексей фон Явленский Имя при рождении: Алексей Георгиевич Явленский Дата рождения …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»