Явленский, Алексей Георгиевич


Явленский, Алексей Георгиевич
(13.03.1865, Торжок, Тверская губерния - 15.03.1941, Висбаден, Германия)
   русский живописец, работавший в основном в Германии. Происходил из аристократической семьи, до 1896 - офицер русской армии. В 1884 начал самостоятельно заниматься живописью в Москве, в начале 1890-х - недолго учился у И.Репина. В 1896, оставив военную службу, вместе с М.Веревкиной* переехал в Мюнхен и продолжил учебу в художественной школе А.Ашбе (до 1898). С 1903 выставлялся на “Сецессионах” в Мюнхене и Берлине. В 1907-1912 Я. работал в Мюнхене в близком контакте с В.Кандинским* и мастерами из его окружения.
   Фигура Я. принадлежит к самым значительным в истории экспрессионизма. Вспоминая о периоде вызревания идей и художественных систем нового европейского искусства, Кандинский писал Я.: “Я многому тогда научился у Вас и могу быть только вечно благодарен Вам”. К тому времени Я. дважды посетил Францию и стал поклонником А.Матисса, с которым встречался неоднократно в 1903-1911, как и с Л.Коринтом (1903), Ф.Ходлером (1905), Р.Штайнером (1909), Г.Арпом (1917), В.Лембруком* (1918), А.Архипенко (1920), Р.М.Рильке(1920). Воздействие фовизма на станковую живопись Я., с ее гипертрофированным монументализмом, очевидно, однако оно было творчески переосмыслено, дополнено большим динамизмом формы и напряженным звучанием цвета. Эта манера сложилась уже в 1905-1907, когда В.Кандинский был еще на пути к своему новому стилю, а художники “Брюкке”* утверждали себя в те годы преимущественно в графике. Как портреты (“Автопортрет”, 1907), так и пейзажи Я. i (“Ландшафт в Мурнау”, 1912) становились все более напряженными и “психологичными”. Художник развивал в них собственные принципы “большой линии” и “большой формы”, вводил чистые, звонкие цвета и черные контуры. “Его картины периода "Дер блауэ райтер"* с их графической основой - это беглые стенограммы натуры, в i которых контур призван сдерживать дикое буйство цвета” (В.Хютт). Я. и М.Веревкина тогда уже были признанными лидерами в колонии русских художников в Мюнхене. Я. продолжал оставаться в той же роли и в “Новом объединении художников” как его соучредитель вместе с Кандинским (1909).
   В декабре 1911 он и М.Веревкина не приняли предложения стать рядовыми членами объединения “Дер блауэ райтер”, созданного Кандинским. В известной мере такая самоизоляция предопределила большую индивидуальность художественного почерка Я., а также повышенное внимание к нему со стороны коллекционеров и галеристов. После начала I мировой войны вместе с Веревкиной переехал в Швейцарию (Санта-Пре, Цюрих, 1914-1921), затем до конца жизни жил вновь в Германии. В 1920-е как член объединения “Синяя четверка” (вместе с В.Кандинским, П.Клее* и Л.Файнингером*) принимал участие в выставках в Европе и США.
   В начале 1910-х Я. вплотную подошел к реализации своей главной творческой темы, создав первый вариант программного произведения “Медитация - молитва” (1912). На сей раз для воплощения темы универсума оказалось достаточно одной лишь наметки человеческого лица, постепенно редуцируемой позже до архетипа геометризованной праформы в виде символической конфигурации креста. Подобные абстракции с их продуманным колоритом заключали в себе сильнейший медитативный заряд и глубокое содержание (серии “Мистическая голова”, “Абстрактная голова”, “Медитация” конца 1910-х - середины 1930-х). С 1914 к этому мотиву добавилась трактовка мотива пейзажного, увиденного из окна мастерской в Санта-Пре и варьируемого затем в сотнях повторов до сходной мистической “формулы” (серия “Вариации на пейзажную тему”, 1914-1921). “Каждый мастер ощущает свою жизнь как строительство собора [...] И приходит в конце концов к шпилю - к своему завершенному прекрасному собору. Шпиль необходим, ведь и готический храм возник из устремления к Богу. Мое искусство такое же, я постоянно менялся и всегда ощущал стремление к Богу”.
   В 1933 Я. было запрещено выставляться в Германии; восемь его картин были включены в экспозицию выставки “дегенеративного искусства” в Мюнхене в 1937. Год спустя художник вынужден был оставить профессиональную практику из-за тяжелой болезни.
   Произв.: “Натюрморт с белым и желтым кофейниками”, “Stilleben mit weißer und gelber Kaffeekanne”, 1908; “Пионы”, “Päonien”, 1909; “Никита”, “Nikita”, 1910; “Горбун”, “Der Buckel”, 1911; “Холм”, “Hügel”, 1912; “Одиночество”, “Einsamkeit”, 1912; “Ландшафт в Мурнау”, “Landschaft bei Murnau”, 1912; “Удлиненная голова в коричнево-красных тонах”, “Länglicher Kopf in Braunrot”, 1913; “Заход солнца”, “Sonnenuntergang”, 1916; “Абстрактная голова”, “Abstrakter Kopf”, 1923.
   Лит.: Weiler С. Alexej von Jawlensky. Köln, 1959; HuttW. Deutsche Malerei und Graphik im XX. Jahrhundert. Berlin, 1961; Alexej Jawlensky. München; Baden-Baden, 1983.
   Ю. Маркин

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Явленский, Алексей Георгиевич" в других словарях:

  • Явленский Алексей Георгиевич —         (1864 1941), живописец. Выходец из России. Работал в Германии. Учился у И. Е. Репина в петербургской АХ (с начала 90 х гг.) и в школе А. Ажбе в Мюнхене (с 1896) вместе с В. В. Кандинским, чьи установки во многом разделял. Член Нового… …   Художественная энциклопедия

  • Явленский, Алексей Георгиевич — Алексей Георгиевич Явленский  (13 марта (25 марта) 1864, Торжок  15 марта 1941, Висбаден)  русский художник экспрессионист, живший и работавший в Германии. Входил в группу художников «Синий всадник». Жизнеописание Явленский был русским… …   Википедия

  • Явленский Алексей Георгиевич — Алексей Георгиевич Явленский  (13 марта (25 марта) 1864, Торжок  15 марта 1941, Висбаден)  русский художник экспрессионист, живший и работавший в Германии. Входил в группу художников «Синий всадник». Жизнеописание Явленский был русским… …   Википедия

  • Явленский Алексей Георгиевич — (1864 1941), живописец. Родился в России. С 1893 работал в основном в Германии, стал одним из главных мастеров немецкого экспрессионизма. Основной мотив его зрелого творчества  человеческий лик, исполненный суровости либо напряжённого трагизма.… …   Энциклопедический словарь

  • Явленский Алексей Георгиевич — (1864—1941), живописец. С 1893 работал в основном в Германии, стал одним из главных мастеров немецкого экспрессионизма. Главный мотив его зрелого творчества — человеческий лик, исполненный суровости либо напряжённого трагизма.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Явленский, Алексей фон — Алексей фон Явленский …   Википедия

  • Явленский, Алексей — Алексей Георгиевич Явленский  (13 марта (25 марта) 1864, Торжок  15 марта 1941, Висбаден)  русский художник экспрессионист, живший и работавший в Германии. Входил в группу художников «Синий всадник». Жизнеописание Явленский был русским… …   Википедия

  • Явленский Алексей фон — Алексей Георгиевич Явленский  (13 марта (25 марта) 1864, Торжок  15 марта 1941, Висбаден)  русский художник экспрессионист, живший и работавший в Германии. Входил в группу художников «Синий всадник». Жизнеописание Явленский был русским… …   Википедия

  • Алексей Георгиевич Явленский — …   Википедия

  • Явленский — Явленский, Алексей фон Алексей фон Явленский Имя при рождении: Алексей Георгиевич Явленский Дата рождения …   Википедия

Книги

  • Русский дом, Скребицкий Владимир Георгиевич. Основная тема рассказов - психологические портреты русских людей XIX-ХХ-го веков, принадлежащих разным историческим, социальным и культурным слоям общества. Сюда относятся поэт Алексей… Подробнее  Купить за 368 грн (только Украина)
  • Русский дом, Скребицкий Владимир Георгиевич. Основная тема рассказов - психологические портреты русских людей XIX-ХХ-го веков, принадлежащих разным историческим, социальным и культурным слоям общества. Сюда относятся поэт Алексей… Подробнее  Купить за 287 руб
  • Алексей Георгиевич Явленский 1864-1941, Фоменко С.. Алексей Георгиевич Явленский — выдающийся художник русского зарубежья, оаин из самых репрезентативных представителей . модернизма в живописи предвоенной Германии. Пойдя по стопам… Подробнее  Купить за 75 руб


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.