Импрессионизм и экспрессионизм


Импрессионизм и экспрессионизм
   В восприятии понятий “импрессионизм” и “экспрессионизм” обычно преобладает принцип противоположения: в отличие от натурализма, стремившегося к полной объективности, импрессионизм тяготел к достоверной передаче чувственных впечатлений и мимолетных душевных состояний; уверенные в возможности совершенного художественного воплощения, импрессионисты с помощью точно подобранного слова, звука или цвета стремились передать тончайшие и неповторимые ощущения человека, избегая при этом этических оценок; они отказывались от гипотаксиса, от понятийного анализа, и отдавали предпочтение паратаксису, последовательному нанизыванию образов и впечатлений. Экспрессионизм, видя в искусстве результат свободного выявления творческой энергии, сосредоточивался на выражении внутренних переживаний личности, опирался на понятийный анализ и мировоззренческие категории (О.Вальцель: “Поэты снова превращаются из созерцателей в проповедников. Они вторгаются в область метафизического, они хотят принести миру рожденное в тяжком страдании новое миросозерцание”).
   В противоположность импрессионистам, экспрессионисты полагали, что высшей целью искусства является не скрупулезное воспроизведение видимого мира и многообразных устремлений души, а выражение некой абсолютной истины, которая выявляет себя в момент наивысшего напряжения духовных сил, в экстатическом порыве. Передача смятенного, возбужденного (и перевозбужденного) сознания неизбежно оборачивалась разрушением унаследованных эстетических форм, вела к алогизму, к переходящей в крик патетике, побуждала к использованию смелых неологизмов, к ритмической и метрической неупорядоченности стихосложения; на передний план выходили такие мировоззренческие мотивы, как противостояние поколений (конфликт отцов и детей), обновление мира и человека, всемирное братство, революция чувства, доходящая до религиозного исступления, совершенно не свойственный импрессионистам интерес к коллективным, народным движениям, тяга к социальным преобразованиям, открывшая многим из экспрессионистов путь в политику. Однако со своими предшественниками экспрессионистов связывала ориентация на отдельного индивидуума и полноту человеческой личности. Были и другие черты, не разделяющие, а связующие оба течения. У экспрессионистов легко обнаруживались приметы импрессивно-описательного языкового выражения (особенно в прозе), а у импрессионистов - экспрессивно-выразительные. По чисто внешним признакам - как формальным, так и содержательным - разделительная линия прорисовывалась не совсем четко, разрыв между этими течениями резче выступал на уровне художественной структуры, тех ее элементов, которые воспринимались как стиль эпохи.
   Если импрессионисты ограничивались смутными, транснатуральными образами, просвечивавшими сквозь природные явления, то экспрессионисты вступали в резкую конфронтацию с реальностями внешнего мира, видя в нем нечто враждебное творческому духу. Уже писатели старшего поколения, отдавшие дань импрессионизму (С.Георге, Г.Гауптман), чувствовали, что дух не может исчерпать себя в видениях. Молодые поэты и драматурги экспрессионизма (Г.Тракль*, Э.Штадлер*, Ф.Верфель*, Э.Барлах*, Г.Кайзер*) пытались заложенной в творчестве взрывной силой расшатать историческую реальность, деформировать ее, чтобы она подчинилась их воле.
   Структуру большинства произведений экспрессионистов (уже раннего периода) определяет протест против “старого мира”, ощущение необузданных разрушительных сил, идея всеобщего братства; они видят, как повальное милитаристское воодушевление, мифологизация бюрократического аппарата (“Процесс” Ф.Кафки*), массовые психозы толкают человечество в бездну коллективного безумия, и в экстатическом порыве выражают открывшийся им ход вещей. После опыта войны, которая для большинства из них была явлением скорее духовного, чем политического свойства, они будут по-разному видеть пути избавления от царящего в мире зла - одни в социальных утопиях, в насильственном преобразовании изначально неразумного мира на началах разума и справедливости, другие - в возвращении к устоям христианства, к вере в царство света, существующее за пределами земной жизни.
   Художественный опыт и импрессионизма, и, в особенности, экспрессионизма показал, что творящее “я” сопряжено с надындивидуальными силами и не может быть единственной точкой опоры в познании мира - как понятийном, так и образном, что искусству не обойтись без осознания трагической природы гуманизма (в чем заложена связь экспрессионизма с экзистенциализмом). В этом смысле экспрессионизм - это экстатическое откровение катастрофичности мира и абсурдности бытия. В определенной мере новые направления в искусстве и культуре конца XX в. (постмодернизм, постструктурализм, деконструктивизм и т.п.) можно рассматривать как развитие тенденций, уже намечавшихся в импрессионизме и получивших затем свое воплощение в экспрессионизме.
   Лит.: Hamann Н. Der Impressionismus im Leben und Kunst. Berlin, 1907; Soergel A. Dichtung und Dichter der Zeit, I, 1911; Picard M. Das Ende des Impressionismus. Erlenbach und Zürich, 1920; Breysig H. Eindruckskunst und Ausdruckskunst. 1927; Brösel K. Veranschaulichung im Realismus, Impressionismus und Frühexpressionismus, 1928; Martini F. Was war Expressionismus, 1948; Sommerhaider H. Zum Begriff des literarischen Impressionismus, 1961; Muschg W. Von Trakl zu Brecht. Dichter des Expressionismus. München, 1961; Arnold А. Die Literatur des Expressionismus, 1966; Luther G. Barocker Expressionismus. Haag, 1969; Falk W. Impressionismus und Expressionismus// Expressionismus als Literatur/ Hg. W.Rothe, 1969; Knobloch H.-J. Das Ende des Expressionismus. 1975; ВальцельО. Импрессионизм и экспрессионизм в современной Германии (1890-1920). Петроград, 1922.
   В. Седельник

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Импрессионизм и экспрессионизм" в других словарях:

  • Импрессионизм — ИМПРЕССИОНИЗМ. И. в литературе и искусстве определяют как категорию пассивности, созерцательности и впечатлительности, применимую в той или иной мере к художественному творчеству во все времена или же периодически, в той или иной форме… …   Литературная энциклопедия

  • Экспрессионизм —     ЭКСПРЕССИОНИЗМ (франц. слово expression выражение, латинское expressio выразительность, осмысленность) стремление современного художника выразить судорожность нашей бурной эпохи, с ее преувеличенностью чувства, с ее эксцентричностью, с ее… …   Словарь литературных терминов

  • экспрессионизм — (лат. expressio – выражение), художественный стиль в искусстве модернизма, пришедший в 1910 х гг. на смену импрессионизму и получивший распространение в литературе авангардизма. Возникновение стиля связано с появлением в немецкоязычной культуре… …   Литературная энциклопедия

  • Экспрессионизм — (от лат. expressio выражение)         направление, развивавшееся в европейском искусстве и литературе примерно с 1905 по 1920 е гг. Возникло как отклик на острейший социальный кризис 1 й четверти 20 в. (включая 1 ю мировую войну и последовавшие… …   Большая советская энциклопедия

  • Импрессионизм — (от фр. impression впечатление)    художественно эстетическое направление в живописи, музыке, поэзии, представители которого ставили на первое место способность человека к чувственному восприятию и утверждали, что задача произведений искусства… …   Эстетика. Энциклопедический словарь

  • Импрессионизм —     ИМПРЕССИОНИЗМ. Конец 19 века связан с расцветом импрессионизма во всех областях искусства, в особенности, в живописи и в литературе. Самый термин импрессионизм происходит от французского слова impression, что значит впечатление. Под этим… …   Словарь литературных терминов

  • ЭКСПРЕССИОНИЗМ — [фр. expressionnisme < expression выражение, выразительность] направление в западноевропейском искусстве первой трети XX в., для которого характерны броскость выразительных средств, гротескность образов (как протест против натурализма… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Импрессионизм — Клод Моне. Впечатление. Восход солнца. 1872 …   Википедия

  • Экспрессионизм — «Крик» норвежского художника …   Википедия

  • импрессионизм — (от франц. impression впечатление) направление и художественный метод в искусстве последней трети XIX начала XX в. Его представители стремились наиболее точно запечатлеть реальный мир в его изменчивости, передавая свои мимолетные впечатления о… …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Книги

Другие книги по запросу «Импрессионизм и экспрессионизм» >>


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.