- Клабунд
- (Klabund, псевдоним; настоящие имя и фамилия Хеншке, Альфред, Henschke, Alfred 04.11.1897, Кроссен-на-Одере, - 14.08.1928, Давос, Швейцария)немецкий поэт, драматург, прозаик, переводчик. Одна из расшифровок его необычного псевдонима - соединенные Klabautermann] (домовой на корабле) и [Vaga]bund (бродяга). Родился в семье аптекаря. Учился в гимназии Франкфурта-на-Одере, где завязалась его дружба с Г.Бенном*, длившаяся всю жизнь. Изучал литературу и философию в Мюнхене и Лозанне, жил в Мюнхене, Берлине и Швейцарии. С шестнадцати лет страдал туберкулезом, из-за чего много времени проводил в горных санаториях. Получил громкую известность среди поэтов-экспрессионистов после выхода в свет первого сборника стихов “Заря встает! Клабунд! Дни рассветают!” (“Morgenrot! Klabund! Die Tage dämmern!”, 1913). Появление имени К. в печати ознаменовалось громким скандалом: вместе с А.Керром, издателем журнала “Пан” (“Pan”), он предстал перед судом за публикацию “безнравственных стихов”; приглашенным экспертам Ф.Ведекинду* и Р.Демелю* удалось, однако, добиться оправдательного приговора. По болезни К. был признан негодным к военной службе, но в 1914, охваченный всеобщим воодушевлением, записался добровольцем в армию. “Солдатские песни” (“Soldatenlieder”, 1915) К. пользовались необычайной популярностью и печатались огромными тиражами, в том числе, и на открытках. В кабаре Швейцарии и Германии известные артисты (среди них Э.Буш в политических “Катакомбах”) исполняли его куплеты и зонги, и они становились шлягерами. Вскоре он заявил о себе как о пацифисте, опубликовав в 1917 открытое письмо Вильгельму Второму с требованием прекратить войну и отречься от престола, а в 1918 - “Покаянную проповедь” (“Busspredigt”), обращенную ко всему немецкому народу. В 1919 по подозрению к принадлежности к революционному “Союзу Спартака” был арестован и некоторое время провел в тюрьме. Вместе с Й.Р.Бехером*, Э.Толлером*, Л.Франком*, К.Тухольским входил в берлинскую писательскую организацию “Группа 1925”.Социально-критическая направленность большинства произведений, антивоенный протест, сочувствие пролетариату и всем обездоленным, презрение к буржуазии и мещанству позволяли в 1920-е трактовать К. как “пролетарского писателя” (А.Луначарский*). Однако его обширное творчество, хотя бы и за счет эклектического разнообразия, оказывается несомненно богаче и интереснее любых классовых границ. Острое осознание трагического несовершенства человеческой жизни и самого человека, жажда немедленной очистительной грозы и радикальных перемен при собственном участии (“Мое имя Клабунд. Это значит-преображение”) говорят о его принадлежности к активистскому крылу экспрессионизма. Романтический порыв и безоговорочная вера в грядущее, сменившиеся горьким разочарованием, созвучны умонастроению многих его современников и собратьев по перу. Но черты безусловной оригинальности придают его творчеству, с одной стороны, драматическое предощущение безвременной смерти, а с другой - осознание себя наследником и преемником мировой культуры. Помимо художественных произведений разных жанров, ему принадлежат книги “История немецкой литературы за один час. От древнейших времен до современности” (“Deutsche Literaturgeschichte in einer Stunde. Von der ältesten Zeiten bis zur Gegenwart”, 1920) и “История мировой литературы за один час” (“Geschichte der Weltliteratur in einer Stunde”, 1922).В своей поэзии К. умел предстать и задушевным лириком (баллады, сонеты, элегии), и выразителем народных чувств (военные песни, городской романс), и гневным гражданином (зонги, песни протеста, злободневные куплеты). Современники считали К. не менее значительным представителем “обиходной поэзии”, нежели К.Тухольского и Б.Брехта*. Лучшие его стихи обнаруживают то живое остроумие и ясность идеи, то легкость и изящество слога, то философичность и почти мистическую глубину, а к тому же дают образцы неожиданных рифм и типичных для экспрессионизма неологизмов. К. удалось творчески переплавить в самостоятельные строфы своих любимых поэтов - бесшабашную вольность Вийона, озорство и политическую язвительность Г.Гейне. При этом для него не существовало запретных тем и способов выражения, а потому стремление эпатировать публику, как и пристрастие к эротике, нередко граничат с безвкусицей.Свои многочисленные прозаические произведения (“маленькие романы”) К. объединял в циклы “Романы страсти” (“Romane der Leidenschaft”): “Моро. Роман о воине” (“Moreau/ Roman eines Soldaten”, 1916); “Мохаммед. Роман о пророке” (“Mohammed / Roman eines Propheten”, 1916); “Петр. Роман о царе” (“Pjotr. Roman eines Zaren”, 1923); “Распутин. Роман о демоне” (“Rasputin / Roman eines Dämons”, 1929; и др.). Известно, что, работая над прозой, К. использовал некоторые исследовательские труды, однако в истории его интересовали не факты и подлинные деяния персонажей, но лишь характеры, причем понятые им по-экспрессионистски обобщенно. Воин, царь, пророк и т.п., представленные на фоне как достоверных, так и условных деталей их жизни, представляют собой однозначные воплощения воинского, царского, пророческого начал. При этом благодаря авторской иронии и вольному обращению с материалом возвышенное оборачивается смешным, пророческое - обыденным, демоническое - эротическим и т.п. Наибольшим успехом пользовался роман “Бракке” (“Bracke”, 1918), сюжет которого был почерпнут из народных книг об Ойленшпигеле и из романа Б.Крюгера о Хансе Клауэрте (1587). Неутомимый и благородный бродяга, смельчак, шутник, прикидывающийся дурачком мудрец, живший в XVI в., свои дерзкие обличительные речи словно бы обращает к современной Германии. Панорама мировой истории в романах К. развертывается стремительно, как в киномонтаже (“за один час”) или в экспрессионистской “драме пути”* (“Stationendrama”). Этому принципу повествовательной техники соответствует и стиль - телеграфный, фрагментарный, броский.Среди пьес К. самой популярной была сказка в стихах и прозе “Меловой круг” (“Der Kreidekreis”, 1925). После премьеры в Мейссене (1925) она часто ставилась на сценах Германии, в том числе и в виде оперы по либретто К. (музыка А.Цемлинского, премьера в Цюрихе 1933). За основу К. взял французский перевод китайской пьесы XIII в., превратив ее в увлекательное и поучительное сценическое действо в условных восточных декорациях. Судьба юной Хайтан, после многочисленных злоключений обретшей счастье в любви и материнстве, читалась как будущая судьба всего человечества; общественное неравенство преодолевалось по-экспрессионистски благодаря моральному обновлению людей. Мотив “мелового круга”, символически помогающего восстановить справедливость, а отчасти и сочетание эпического и камерного начал в театральной сказке К., были использованы Б.Брехтом в пьесе “Кавказский меловой круг” (1944-1945).Всего за пятнадцать лет литературной работы К. создал около 1500 стихотворений (21 сборник), 25 пьес, 14 романов, переложил на немецкий язык стихи китайских, японских, персидских поэтов (10 сборников), переводил А.Доде, Ф.Ларошфуко, Ростана. Его способность к проникновению в стилистику и традиции чужеземных литератур современники считали выдающейся, а переложения из Хайяма, Хафиза, Ли Бо и других восточных поэтов (через французские и английские переводы) называли конгениальными. Он выпустил как составитель сборники Г.Гейне, И.В.Гёте, Й.Эйхендорфа, Э.Мёрике, Дж.Боккаччо и несколько сборников песен и новелл. Его литературное наследие неравнозначно: с безусловно талантливыми произведениями в любом из освоенных им жанров соседствуют, явно несущие следы спешки или, по замечанию одного из исследователей, “бега наперегонки со смертью”.В годы нацизма произведения К., который еще при жизни подвергался нападкам как представитель “литературы асфальта”, враждебной писателям “крови и почвы”, были запрещены. Рукописи хранились у его второй жены, актрисы Каролы Неэр, которая после 1933 эмигрировала в СССР, была арестована и умерла в лагере под Чкаловском (ныне Оренбург) в 1942. Таким образом часть архива К. оказалась утраченной. Интерес к его творчеству вновь возник спустя десятилетие по окончании II мировой войны, однако до сих пор многое остается неисследованным и недооцененным.Соч.: Dichtungen aus dem Osten. 3 Bd. Wien, 1929; Gesammelte Werke in Einzelausgaben 6 Bde. Wien, 1930.Лит.: BennG. Totenrede für Klabund. 1928; Horn D. Klabunds historische Romane. Jena, 1954; Kaulla G.v. Brennendes Herz Klabund. Legende und Wirklichkeit. Zürich; Stuttgart, 1974; Dallmann G. Klabund - ein vergessener “Gebrauchslyriker” // Kürbiskern, 1984, Klabund in Davos, 1990.M. Зоркая
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.