Мексиканский экспрессионизм


Мексиканский экспрессионизм
   проявился главным образом в изобразительном искусстве, не представляя собой четко дифференцированного направления, поэтому корректнее говорить о созвучных европейскому экспрессионизму тенденциях в творчестве отдельных мексиканских живописцев и графиков XX в. и в практике некоторых художественных объединений. Эти тенденции в определенной степени обусловлены преемственностью по отношению к историко-культурным явлениям, внутренне созвучным мироощущению экспрессионизма: таким как искусство доколумбовой Америки, главная тема которого - вечный круговорот жизни и смерти; искусство испанского барокко, приверженного теме мученичества и смерти; трагические гротески Ф.Гойи. На этом основании французские ученые Р.Конья (R.Cogniat) и Б.Дориваль (B.Dorival), считающие экспрессионизм стилистической тенденцией, явленной на протяжении всей истории мирового искусства, причисляют к экспрессионизму почти всех крупнейших мексиканских мастеров XX в.
   Как и европейский экспрессионизм, близкие ему тенденции в мексиканском искусстве формировались в условиях социальных потрясений. За период буржуазно-демократической революции 1910-1917, а затем - в атмосфере “революционного каудильизма” (авторитарного правления, продолжавшегося до середины 1930-х), присущие экспрессионизму антибуржуазные мотивы были многократно усилены в творчестве художников “левых” убеждений. В силу традиционной ориентации латиноамериканцев на искусство Италии и Испании, а затем - Франции, не существовало непосредственных контактов между мексиканскими и европейскими художниками 1920-х из стран, охваченных революционным движением. Прямые контакты искусства Мексики с немецким искусством - явление исключительное. Можно назвать только двух мексиканских художников начала XX в., учившихся в Германии, - Хермана Хедовиуса и Хулио Руэласа. Последний учился сначала в Академии Сан-Карлос, с 1891 продолжил образование в Художественной школе при университете г. Карлсруэ (Германия) у Клингера и Штука, испытав сильное влияние Беклина. В 1898 он возвратился в Мексику и преподавал в Академии Сан-Карлос в годы студенчества Х.К.Ороско*, чья ранняя графика несет отпечаток стиля Руэласа. Покинув в 1904 Мексику, Руэлас посетил Германию, Бельгию, Голландию, но обосновался в Париже, откуда отправлял на родину офорты для “Ревиста Модерна” (“Revista Moderna”, “Современный журнал”), издания сторонников обновления национального искусства.
   Пребывание в Париже Риверы (1908-1920) и Сикейроса* (1919-1922), их знакомство с П.Пикассо, Ж.Браком, Х.Грисом, Ф.Леже и другими представителями “парижской школы” способствовало пробуждению у мексиканцев интереса к доколониальному индейскому и современному народному искусству. В написанном в Барселоне Сикейросом и Риверой манифесте “Три воззвания к молодому поколению художников Америки” (“Tres llamamientos de orientación actual a los pintores y escultores de la nueva generación Americana”, 1921) призыв усвоить язык новейших художественных течений сочетается с рекомендацией постигать дух древнего искусства Америки.
   Подобно активистски настроенным представителям экспрессионизма, мексиканские художники “левых” убеждений искали контакта с массовой народной аудиторией, рассматривая искусство как один из способов политической агитации и пропаганды. С этой целью члены созданного в Мехико Синдиката (Sindicato de obreros, técnicos, pintores y escultores de México, 1922-1925) - “объединения по образцу объединений революционного пролетариата” - обратились к живописи на стенах общественных зданий и иллюстрированию политической периодики. Для работ членов Синдиката (Д.А.Сикейрос, Х.Герреро, Ж.Шарло, Х.К.Ороско, Д.Ривера и др.) характерно переосмысление в политико-агитационном ключе образов христианского и индейского искусства. Повышенная эмоциональность формы, отчасти сближающая стилистику настенных росписей с экспрессионизмом, достигается путем деформации пропорций человеческих фигур, использования неожиданных ракурсов, контрастных пятен локальных цветов. После роспуска Синдиката экспрессионистские тенденции сохранились в творчестве Ороско и Сикейроса.
   Активистских ориентиров придерживались и члены Мастерской Народной Графики (El Taller de Gráfica Popular, 1937-1960-e): Л.Мендес*, А.Гарсиа Бустос, П.О'Хиггинс, А.Бельтран, А.Сальсе и др. Среди продукции Мастерской - массовая агитационная графика, книжные иллюстрации, собранные в альбомы коллективные графические циклы, посвященные памятным событиям мексиканской и мировой истории. Образцом сочетания национальной самобытности и актуальности для членов Мастерской было творчество Хосе Гвадалупе Посады, газетного рисовальщика и мастера мексиканской разновидности лубочного гротеска-калаверы (calavera, череп). Среди работ Мастерской есть примеры цитирования мотивов графики предшественников и представителей экспрессионизма. А.Гарсиа Бустос воспроизводит композицию офорта Ф.Гойи “Гигант” в линогравюре “Результаты пастырского послания. Бунт "кристерос"”. (1947); Ф.Рабель в ряде работ тематически и стилистически ориентирована на графику К.Кольвиц*: то же композиционное взаимное тяготение исхудалых женских и хрупких детских фигур, та же пластика крупных, узловатых рук, жесты которых передают спектр эмоций от нежности до гнева (“Нищета испанского народа”, ок. 1937).
   Живописец-станковист Ф.Гойтья близок экспрессионизму привязанностью к теме смерти и особенностями живописной манеры. Он обучался в Академии Сан-Карлос одновременно с Х.К.Ороско и Д.Сикейросом, а с 1905 продолжил художественное образование в Барселоне, где изучал европейское искусство, в особенности - каталонскую и испанскую живопись VI-XVIII вв. Вернулся на родину в 1912, в разгар буржуазно-демократической революции; сражался в армии Ф.Вильи. Живописные этюды, сделанные в это время (“Повешенный”, “Ведьма”, 1914 и др.), служили ему основой для написания полотен на протяжении всей жизни. Он работал учителем в индейских деревнях, посвящая живописи свободное время. Темная, почти монохромная гамма и грубо деформированные фигуры некоторых его ранних жанровых полотен перекликаются с изображениями шахтеров и ткачей в ранних картинах Ван Гога*, а написанные нервными мазками контрастных цветов работы последних десятилетий жизни сходны по манере с его поздними пейзажами.
   Соприкасается с мироощущением экспрессионизма напряженный драматизм станковой и монументальной живописи индейца-сапотека Р.Тамайо. Его пластический язык сложился на основе использования форм и цвета индейского и народного мексиканского искусства с учетом опыта авангардизма XX в.: П.Пикассо, Ж.Брака, Х.Миро (“Воющий пес”, 1942).
   Среди представителей поколения, вышедшего на сцену в 1950-х, к содержательным и пластическим установкам экспрессионизма приближается Хосе Луис Куэвас. Постоянные персонажи его работ - затравленные и агрессивные одиночки, чьи искаженные почти до потери человеческого облика фигуры то зыбко выступают из тьмы, то растворяются в белизне бумажного листа. “Черный юмор” Куэваса замешан на вызывающем эгоцентризме: он автор серии почти пародийных автопортретов в масках гениев прошлого (“Я - Рембрандт”, “Я - Гойя”, “Я - Кафка”, “Я - Достоевский”, “Я - Вагнер”, “Я - Пикассо” и т.д.).
   По мере ослабления во второй половине XX в. активистского начала в изобразительном искусстве Мексики, источником экспрессионистских тенденций в нем остаются образы, чаще всего восходящие к индейской мифологии и выражающие представление о мире как арене столкновения вечных имперсональных сил, равнодушных к человеческой судьбе.
   Произв.: Руэлас X. “Повешенный сатир”, х./м., 1907; Посада Х.Г.Калавера “Революционер”. Гравюра на металле, 1910-1912, музей Государственного института изящных искусств; Ороско Х.К. “Повешенный” (Из серии “Мексика в революции”, бумага, тушь, перо, кисть. Середина 1920-х); СикейросД.А. “Эхо плача”, Пироксилин. Нью-Йорк, Музей современного искусства. 1937; Гойтья Ф. “Тата Хесукристо”. 1927, Мехико, Музей изобразительного искусства; “Обезглавленный”. 1960, там же; Тамайо Р. “Сумасшедший”. 1950-е, Мехико, Музей Р.Тамайо; Куэвас Х.Л. “Лежащая проститутка” (бумага, тушь, перо, кисть, 1953), “Мясник” (Бумага, тушь, перо, кисть, 1957).
   Лит.: Siqueiros D.A. Рог la vía de una pintura neorrealista o realista social moderna en México. México, 1951; Cogniat R. Dessins et aquarelles du XX siècle. Paris, 1966; Lana Arroyo A. Francisco Goitia. México, 1958; Cuevas J.L. Cuevario. México, 1973; Tibol R. Orozco, Rivera, Siqueiros, Tamayo. México, 1974; Rodríguez Prampolini I. Ensayo sobre J.L.Cuevas y el dibujo. México, 1983; Leopoldo Méndez. Dibujos, grabados, pinturas. México, 1984.
   Е.Козлова

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Мексиканский экспрессионизм" в других словарях:

  • Ороско, Хосе Клементе — (Orozco, José Clemente) (23.11.1883, г. Сапотлан Великий, ныне Гусман 07.09.1949, Мехико)    мексиканский график и живописец монументалист, сын мелкого предпринимателя, разорившегося и рано умершего. В 1908 1914 учился в вечерней школе рисунка… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Соединённые Штаты Америки — (США)         (United States of America, USA).          I. Общие сведения          США государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. км2. Население 216 млн. чел. (1976, оценка). Столица г. Вашингтон. В административном отношении территория США …   Большая советская энциклопедия

  • ЛИТЕРАТУРА И МИФЫ — Постоянное взаимодействие Л. и м. протекает непосредственно, в форме «переливания» мифа в литературу, и опосредованно: через изобразительные искусства, ритуалы, народные празднества, религиозные мистерии, а в последние века через научные… …   Энциклопедия мифологии

  • Франкенталер, Элен — Элен Франкенталер Helen Frankenthaler Дата рождения: 12 декабря 1928(1928 12 12) Место рождения: Манхэттен …   Википедия

  • Франкенталер — Франкенталер, Элен Элен Франкенталер Helen Frankenthaler Дата рождения: 12 декабря 1928(1928 12 12) (81 год) Место рождения: Нью Йорк …   Википедия

  • Список японских художников — Данная статья является списком японских художников, работающих в основном в изобразительном искусстве. Современные художники Имя Годы жизни Примечания Ссылки Такамура Коун (имя в традиционном порядке, фамилия впереди) 1851 1934 Отец Котаро… …   Википедия

  • Виткевич, Станислав Игнаций — У этого термина существуют и другие значения, см. Виткевич. Станислав Игнаций Виткевич Stanisław Ignacy Witkiewicz …   Википедия

  • Паален, Вольфганг — В.Паален Запретная страна (1936 1937) Вольфганг Паален (нем. Wolfgang Paalen, 22 июля 1905, Вена  ум. 24 сентября …   Википедия


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.