- “Нойе Югенд”
- (“Neue Jugend”)литературный ежемесячный журнал (Берлин с июля 1916 - по март 1917, запрещен цензурой). Издатель - В.Херцфельде. Чтобы ввести цензуру в заблуждение, В.Херцфельде прибегнул к двойному обману: первая тетрадь журнала была помечена как “№ 7” (в редакционном уведомлении сообщалось, что № 5-6 еще сохранились в нескольких экземплярах и приобрести их можно по особо оговоренным условиям), а в качестве официального издателя на титуле значился не существующий Хайнц Баргер (в редакционных пояснениях к № 7-8 сообщалось, что Баргер отвечает за подготовку “музыкальных разделов” журнала и возглавляет отдел информации). По составу авторов журнал имел отчетливую активистскую направленность, по содержанию в нем преобладали экспрессионистские произведения с антимилитаристскими и антишовинистическими мотивами (насколько это было возможно в условиях военной цензуры). Оппозиционность журнала была заявлена вполне откровенно в объявлении о выходе журнала, в котором приглашались к сотрудничеству “все европейские художники и интеллигенты”, кто “наталкивается в обществе на непонимание”, кто “свободолюбиво настроен” и кто не чувствует себя “верноподданным”. Показательно, № 7 (то есть на самом деле первый) открывался стихотворением Й.Р.Бехера* “К миру” (“An den Frieden”), бросаются в глаза также отчетливо интернационалистские акценты в литературно-критических заметках В.Херцфельде о стихотворениях Й.Р.Бехера “К Европе” (“An Europa”) и “Братание” (“Verbrüderung”) и в др. рецензиях.В числе наиболее активных авторов журнала были Т.Дойблер* (стихотворения, проза), Э.Ласкер-Шюлер* (стихотворения, главы из романа “Малик”, посвященного Ф.Марку* и группе “Дер блауэ райтер”*, а также ее рисунки к роману), Г.Гросс* (стихотворения, восемь рисунков в разных номерах), В.Херцфельде (стихотворения, рецензии, сообщения), А.Эренштейн* (стихотворение, рассказ). Кроме того, в журнале были опубликованы стихотворения Г.Тракля*, К.Эдшмида*, Р.Гюльзенбека, начинавшего с экспрессионизма, но уже в 1916 вошедшего в группу цюрихских дадаистов.Последние номера журнала выходили в основанном В.Херцфельде издательстве “Малик”*. Он сыграл заметную роль не только в консолидации активистского крыла экспрессионистов, но и в последующем переходе некоторых из них на позиции пролетарского революционного искусства (Й.Р.Бехер, Г.Гросс, все рисунки и альбомы которого публиковались в издательстве “Малик”; Д.Хартфилд, брат В.Херцфельде, и др.). Херцфельде был не только крупнейшим пропагандистом и издателем социалистической литературы в Германии, но и оригинальным теоретиком социалистического искусства, который обосновал в работе “Общество, художник и коммунизм” (“Gesellschaft, Künstler und Kommunismus”, Berlin, 1921) необходимость творческой свободы для социалистически ориентированного художника и защищал художественные достижения модернизма (например, в дискуссии об “Улиссе” Д.Джойса на Первом съезде советских писателей в 1934 в Москве и др.).Соч.: Sulamith. Gedichte. Berlin, 1917; Schutzhaft. Erlebnisse bei den Berliner Ordnungstruppen. Berlin, 1919; Tragigrotesken der Nacht. Träume. Berlin, 1920; Die Kunst ist in Gefahr (zusammen mit Georg Grosz). Berlin, 1925; Zur Sache. Essays. Berlin; Weimar, 1976; Искусство в опасности (совместно с Г.Гроссом). М., 1926; Когда я уезжал из Германии// Встреча на Эбро. Немецкие писатели в борьбе против фашизма (1933-1945). М., 1989.Лит.: Der Malik-Verlag 1916-1947/ Hg. Jo Hauberg u.a. Kiel, 1986; Hermann F. Malik. Zur Geschichte eines Verlages 1916-1947. Düsseldorf, 1989; Гугнин А. Великий Октябрь и пути развития немецкой марксистской критики в 1910-1930-x годах// Октябрьская революция и новая концепция литературы. К истории марксистской литературной критики европейских социалистических стран. М., 1989.А. Гугнин
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.