“Романское Кафе”


“Романское Кафе”
(“Romanisches Café”)
   кафе в Берлине на площади Августы-Виктории (сегодня Брайтшайдплац), ставшее с 1913-1914 наследником “Кафе дес вестенс”* и “штаб-квартирой” берлинского экспрессионизма. В нем были заведены свои ритуалы и рождались собственные мифы, оно разделилось на “бассейн для плавающих” и “бассейн для неплавающих”; среди “плавающих” вокруг постоянного столика художника М.Слефогта размещались люди с положением в артистическом обществе, территорию “неплавающих” могли посещать обыкновенные гости. Каждое “ремесло” было представлено своим постоянным столиком: рядом с художниками располагались архитекторы, философы, имелись столики критиков, драматургов, эссеистов, социологов, психоаналитиков и биржевых маклеров. Визиты к “соседям” осуществлялись только по согласию принимающей стороны и с одобрения всего ремесленного цеха. Наплыв артистической богемы во времена жестокой конкуренции поначалу радовал владельца, но вскоре выяснилось, что новые посетители просиживали за часовыми дебатами за чашкой кофе, и хозяин был вынужден ввести особую форму письменного предупреждения. Рисунки и дружеские карикатуры Э.Орлика, Дж.Хекстера, Э.Ласкер-Шюлер*, Б.Ф.Долбина запечатлели многих завсегдатаев кафе: Г.Манна*, А.Дёблина*, Й.Рота, А.Ку, Б.Кассирера, М.Слефогта и др.
   Во время I мировой войны большинство посетителей “Р.к.” уклонялось от мобилизации, скрываясь в нейтральных странах; за столиком Э.Ласкер-Шюлер обсуждались способы спасения писателей и художников от воинской повинности. В годы войны здесь родилась идея газеты “Нойе югенд”* (“Neue Jugend”, “Новая молодежь”), после нескольких номеров запрещенная цензурой, из которой впоследствии выросло издательство В.Херцфельде “Малик”*. После войны в “Р.к.” вернулись Дж.Хекстер, М.Зеелер, В.Херцфельде, Г.Гросс*, А.Броннен*, Р.Леонгард* и др.
   “Р.к.” отличалось от “Кафе дес вестенс”, своего легендарного предшественника, прежде всего тем, что оно стало не просто местом встреч, но своего рода рынком культуры, на котором художники были оттеснены на второй план. В.Беньямин* отметил в этой связи изменения “в психологии и физиономии” “Р.к.”. Берлин того времени стал крупнейшим центром театральной жизни и кинопроизводства. Никакой другой город не располагал таким количеством значительных актеров, певцов, режиссеров, драматургов, декораторов и театральных композиторов; все они встречались в “Р.к.”: В.Барановский, Л.Бергер, Э.Энгель, Ю.Фелинг, Г.Гиллерт, Л.Йесснер*, К.Мартин*, Э.Пискатор*, М.Рейнгардт, Б.Брехт*, Ф.Брукнер*, Л.Фейхтвангер, М.Флейссер, К.Гец, В.Газенклевер*, Г.Кайзер*, Э.Толлер*, Г. фон Вангенгейм, К.Цукмайер и др. Еще в 1913 К.Пинтус* призывал завсегдатаев “Р.к.”, среди них М.Брода*, Ф.Бляйя*, Э.Ласкер-Шюлер, В.Газенклевера, А.Эренштейна*, Л.Рубинера*, П.Цеха*, писать сценарии для фильмов, позже опубликованные в альманахе “Кинобух” (“Kinobuch”, “Киноальманах”, 1914). В “Р.к.” заключали контракты, обсуждали кинопроекты и работали над сценариями крупнейшие режиссеры, писатели и киноактеры: Ф.Ланг*, Ф.Кортнер*, Э.Любич, Э.Яннингс, Э.Бергнер, Т.Дюрье, А.Нильсен, А.Бербер. В дни театральных и кинопремьер кафе пустело, но потом здесь бурлили дискуссии и писались критические статьи, которые утром появлялись в газетах.
   Во второй половине 1920-х начались регулярные походы нацистов “против сброда на Курфюрстендамм”. В 1927 во время факельного шествия они, ворвавшись в “Р.к.”, избили его посетителей и устроили там погром. Несколько лет, пока это было возможно, в кафе еще продолжала собираться прежняя пестрая публика. Судьбы его завсегдатаев после 1933 были большей частью трагичны: многие покончили с собой в эмиграции (Э.Толлер, В.Беньямин, К.Тухольский и др.), Э.Мюзам погиб в концентрационном лагере Ораниенбург, другие умерли, как Р.Музиль или М.Герман-Нейссе*. В 1945 здание кафе было разрушено во время штурма Берлина.
   Лит.: Lennig W. Gottfried Benn in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Reinbeck, 1962; Fohsel H J. Zeit und Sittenbilder aus dem Café des Westens und dem Romanischen Café. Berlin, 1997.
   Н.Пестова

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "“Романское Кафе”" в других словарях:

  • Романское кафе — Романский дом в Берлине «Романское кафе» (нем. Romanisches Café)  знаменитое …   Википедия

  • “Кафе дес Вестенс” — (“Café des Westens”, “Западное кафе”)    берлинское кафе, сыгравшее важную роль в кристаллизации раннего экспрессионизма, “ночной штаб нашего художественного сообщества” (А.Т.Вегенер*). Размещалось в пятиэтажном доме (Курфюрстендамм, 18/19), где… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Литературные кафе и кабаре —    сыграли, наряду с экспрессионистскими журналами, издательствами и галереями, важнейшую роль в становлении и консолидации экспрессионизма как художественного движения. Последовательность взлетов и спадов их популярности соответствует динамике… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Ласкер-Шюлер, Эльза — Эльза Ласкер Шюлер Else Lasker Schüler …   Википедия

  • Ласкер-Шюлер — Ласкер Шюлер, Эльза Эльза Ласкер Шюлер Else Lasker Schüler Фото 1890 года Имя при рождении …   Википедия

  • Лихтенштейн, Альфред (писатель) — Альфред Лихтенштейн Alfred Lichtenstein …   Википедия

  • Кафка, Франц — Запрос «Кафка» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Франц Кафка Franz Kafka …   Википедия

  • Андреев, Леонид Николаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Андреев. В Википедии есть статьи о других людях с именем Андреев, Леонид. Леонид Николаевич Андреев …   Википедия

  • Майринк, Густав — Густав Майринк Gustav Meyrink Имя при рождении: Густав Майер Дата рождения: 19 января 1868( …   Википедия

  • Остайен, Пол ван — Пол ван Остайен Paul van Ostaijen Дата рождения …   Википедия


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.