“Кафе дес Вестенс”


“Кафе дес Вестенс”
(“Café des Westens”, “Западное кафе”)
   берлинское кафе, сыгравшее важную роль в кристаллизации раннего экспрессионизма, “ночной штаб нашего художественного сообщества” (А.Т.Вегенер*). Размещалось в пятиэтажном доме (Курфюрстендамм, 18/19), где сначала в 1894-1895 находилось “Маленькое кафе” (“das Kleine Café”), первое заведение такого рода в западной части Берлина, которое вскоре и было переименовано в “К.д.в.”. Уже через год кафе стало “маяком Курфюрстендамма”, где собирались “молодые литераторы и художники, сердитые молодые люди и женщины, борющиеся за жизнь, гоняющиеся за славой, ненавидящие и любящие” (Э.Эдель). Известностью, которая пришла в 1899, кафе обязано своей кухне и тем, что рядом с ним был открыт выставочный павильон, где состоялась Первая художественная выставка берлинского Сецессиона. В новогоднюю ночь на 1900 в кафе заседало объединение “Очки” (“Die Brille”) во главе с М.Рейнгардтом, Ф.Кайслером и К.Моргенштерном. В ночь на 23.04.1910 молодые художники, недовольные политикой руководителя Сецессиона М.Либермана, подписали протокол о создании “Нового Сецессиона”, который месяц спустя устроил “Выставку произведений, отклоненных берлинским Сецессионом” (картины Э.Нольде*, Э.Л.Кирхнера*, М.Пехштейна*, К.Шмидта-Ротлуфа*). В течение двадцати лет “К.д.в.” было организацией “заговорщиков”, инициировавших новые направления в искусстве. Культ гениальности и творческого энтузиазма витал в воздухе, претензия некоторых мастеров на роль вождя, а также и вызывающие формы поведения послужили причиной переименования
   “К.д.в.” (как и мюнхенского “Кафе Стефани”) в “Кафе Мания Величия” (“Café Gróssenwahn”). Жизнь кафе была полна курьезами и страстями, его посещали люди самых разных профессий и взглядов. О патриархах кафе П.Хилле, П.Шеербарте, О.Е.Хартлебене, а позже и о Т.Дойблере* ходили бесчисленные анекдоты и легенды. Э.Мюзам посвятил несколько фельетонов “ничегонеделанию” его завсегдатаев, а сам Х.Вальден* сочинил для “Штурма”* ироническую пародию на предрассудки и предубеждения обывателя против обосновавшейся в кафе богемы. Кафе стало местом рождения двух важнейших печатных органов экспрессионизма: журналов “Штурм” и “Акцион”*. Но все же центральной фигурой в годы экспрессионизма в “К.д.в.” была Э.Ласкер-Шюлер*, вокруг которой группировались М.Гарден, Э.Мюзам, К.Моргенштерн, Ф.Ведекинд, В.Херцфельде, его брат Дж.Хартфилд, Г.Гросс*, П. и Б.Кассирер, Й.Рингельнац и др. Его завсегдатаями в разное время были также М.Берн и П.Линдау, Ф.Бляй, А.Рода Рода, М.Оппенхеймер (Мопп) и В.Гец, и весь круг К.Хиллера* из “Нового клуба”*; в 1912 в кафе произошло знакомство Э.Ласкер-Шюлер с Г.Бенном, результатом которого стал один из величайших любовных диалогов в поэзии XX в. В.Беньямин*, будучи гимназистом (1912) и позже студентом, часто посещал кафе и считал его “более местом стратегическим, чем местом сиесты”. Ф.Хардекопф* в цикле стихотворений, печатавшихся в журнале “Акцион” 1913-1915, запечатлел неповторимую атмосферу кафе.
   В 1913 кафе переместилось на Курфюрстендамм 26, однако завсегдатаи постепенно перебирались в “Кафе Джости” (“Café Josty”) на Потсдамерплац и в “Романское кафе”*. В апреле 1915 в “К.д.в.” произошла ссора между К.Хиллером и В.Херцфельде, в результате чего большинство литераторов навсегда покинуло это заведение. До 1921 “К.д.в.” не играло заметной роли в культурной жизни Берлина, пока актриса Роза Фалетти не открыла в нем кабаре, унаследовавшее его второе название “Кафе Мания Величия”. В узком помещении, рассчитанном не более чем на триста человек, с большим успехом выступала Б.Эбингер с шансонами, написанными на музыку ее супруга Ф.Холлендера. Литературную поддержку программ кабаре первых лет обеспечивали Клабунд*, В.Меринг и Ф.Хардекопф, Э.Мюзам. Здание “К.д.в.” не сохранилось.
   Лит.: Waiden H. Der Sumpf von Berlin. “Spezialbericht”: Café Grössenwahn// Der Sturm. 1911. №82; SzittyaE. Das Kuriositäten-Kabinett. Konstanz, 1923; A.R.Meyer, die maer von der musa expressionistica. Düsseldorf; Kaiserwerth, 1948; 20 Jahre “Café des Westens”. Erinnerungen vom Kurfurstendamm// Vergessene Autoren der Moderne XIII/ Hg. E.Pauly. Siegen, 1985; Benjamin W. Berliner Chronik. Frankfurt a. M., 1988; Fohsel H.J. Zeit und Sittenbilder aus dem Café des Westens und dem Romanischen Café. Berlin, 1997.
   Н.Пестова

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "“Кафе дес Вестенс”" в других словарях:

  • Литературные кафе и кабаре —    сыграли, наряду с экспрессионистскими журналами, издательствами и галереями, важнейшую роль в становлении и консолидации экспрессионизма как художественного движения. Последовательность взлетов и спадов их популярности соответствует динамике… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • “Романское Кафе” — (“Romanisches Café”)    кафе в Берлине на площади Августы Виктории (сегодня Брайтшайдплац), ставшее с 1913 1914 наследником “Кафе дес вестенс”* и “штаб квартирой” берлинского экспрессионизма. В нем были заведены свои ритуалы и рождались… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Лихтенштейн, Альфред (писатель) — Альфред Лихтенштейн Alfred Lichtenstein …   Википедия

  • “Гну” — (“Gnu”, 1911 1913)    название литературного кабаре, организованного в Берлине К.Хиллером*, Э.Блассом* и Я.Вассерманом после того, как они вышли из “Нового клуба”* (1911). Известна склонность Хиллера присваивать своим литературным проектам… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Café des Westens —    см. Кафе дес Вестенс …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Лихтенштейн, Альфред — (Lichtenstein, Alfred) (23.08.1889, Берлин 25.09.1914, Вермандовиль на Сомме, Франция)    немецкий поэт и прозаик. Родился в семье фабриканта. После гимназии изучал юриспруденцию в Берлине и Эрлангене, защитил диссертацию по театральному праву… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • “Революцион” — (“Revolution”, 1913)    журнал, издававшийся в Мюнхене по образцу журнала “Акцион”*. Издатель Ганс Лейбольд*. Вышло в свет пять номеров. Журналу были свойственны типичные для многих периодических изданий того времени спонтанность замысла и… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Хардекопф, Фердинанд — (Hardekopf, Ferdinand) (15.12.1876, Варель, Ольденбург 24.03.1954 Цюрих, Швейцария)    немецкий поэт, эссеист, переводчик. Сын кузнеца, посещал гимназию в родном городе, позднее получил коммерческое образование, работал стенографистом в рейхстаге …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Список достопримечательностей Берлина — Бранденбургские ворота Современный Берлин вырос из своего исторического центра, Николаифиртель, соседнего города Кёльна, городов, осн …   Википедия

  • Достопримечательности Берлина — Бранденбургские ворота Современный Берлин вырос из своего исторического центра, Николаифиртель, соседнего города Кёльна, городов, основанных курфюрстами (Доротеенштадт, Фридрихштадт), и расширил свои границы в результате образования в 1920 году… …   Википедия


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.