Польский экспрессионизм

Польский экспрессионизм
   Практика экспрессионизма как художественного направления в Польше была значительно шире, чем организованное движение; она охватывала и целые группы, и отдельных авторов, никогда не выступавших под знаменем экспрессионизма. Будучи в литературе и других искусствах Польши одним из главных течений, программно он чаще всего не выделен. На рубеже XIX-XX вв. экспрессионизм проявился в творчестве многих авторов заявившего о себе эклектичного польского модернизма (“Молодая Польша”) не как реализация теоретических установок, а как реакция на исчерпанность прежних канонов: натурализма, импрессионизма, символизма, неоклассицизма, понимаемых как засилье формы. Экспрессионизм, эластичная категория, синтезирующая прежние новаторские стремления, вскоре составил - вместе с кубизмом и футуризмом - ядро художественного авангарда в польском искусстве.
   Термин “экспрессионизм” исторически явился в Польше общим названием ряда тенденций, взыскующих художественной и духовной революции. Писатели и художники, независимо друг от друга, стремились непосредственно и символически объемно выразить интуитивно осознанную трагическую разъятость мира, одиночество и отчуждение, невозможность реализовать духовные стремления, подчиненность человека инстинктам и бессознательным импульсам. Отрицанию реальности сопутствовал пафос морального обновления, призыв к возрождению, императив жертвенности художника ради блага человечества. Сложной задаче преодоления внутренней разорванности и экзистенциальной обреченности соответствовала интенсивная динамика диссонансного стиля - импровизационного, резкого, насыщенного деформациями. Польский экспрессионизм в своем нравственно-религиозном активизме*, в мистической напряженности и апологии свободы следовал бунтарской традиции национального романтизма.
   Ранний польский экспрессионизм - еще не претендующий на это название - консолидировался вокруг краковского журнала “Жиче” (“Zycie”, “Жизнь”, 1897-1900), с 1898 редактируемого Станиславом Пшибышевским* и Станиславом Выспянским. Новое художественное сознание теоретически обосновывали Цезарий Еллента, автор манифеста “интенсивизма” (1897), и Пшибышевский, проповедник идеи “нагой души” (“Confíteor”, 1899) и экспрессии “океана подсознания” (позднее претендовавший на роль патрона группы “Здруй”*). Сходные требования - автономии искусства, антимиметизма, интуитивности и антиинтеллектуализма - выдвигал Эдвард Абрамовский (эссе “Что такое искусство”, “Со to jest sztuka”, 1898). Польский экспрессионизм мощно подпитывался извне, формируясь во взаимодействии с русской и немецкой культурами, проводниками влияния которых были многие польские художники, учившиеся, в частности, в Петербурге и Берлине, а также литераторы (в том числе Тадеуш Мицинский*, Пшибышевский, Ян Каспрович, Вацлав Берент).
   Экспрессионистские тенденции сказались в поэзии Каспровича (книги “Гибнущему миру”, “Gin^cemu swiatu”, 1901, “Salve Regina”, 1902 и др.), Болеслава Лесьмяна (“Сад на распутье”, “Sad rozstajny”, 1912), Мицинского, Марии Коморницкой; в прозе В.Берента (романы “Труха”, “Próchno”, 1903, “Озимь”, “Ozimina”, 1911, “Живые камни”, “Zywe kamienie”, 1918), Мицинского, Романа Яворского, Пшибышевского; драмах Мицинского, Кароля Губерта Ростворовского, Выспянского (“Освобождение”, “Wyzwolenie”, 1903), Стефана Жеромского (“Роза”, “Roza”, 1909). К экспрессионизму примыкает роман Станислава БжозовскогоПламя” (“Plomienie”, 1908) и его “философия действия”.
   В польском изобразительном искусстве конца XIX - начала XX в. экспрессионистские тенденции (острота контрастов, дробление композиции, пространственная деформация, геометризация и динамика форм) проявились у работавших на грани символизма Яцека Мальчевского, С.Выспянского, Владислава Подковинского, Войцеха Вейсса, Конрада Кшижановского, Эдварда Окуня. Кубоэкспрессионистическими по языку и видению были скульптуры Ксаверия Дуниковского. С экспрессионизмом сопоставимо и творчество Витольда Войткевича, Фридерика Пауча, Казимежа Сихульского, Фердинанда Рущица, Яна Станиславского, Леона Вычулковского, многих других художников, воспринявших влияние П.Сезанна и В. Ван-Гога*. Станислав Штюкгольд сотрудничал с объединением “Дер блауэ райтер”*. Будущий участник познанской группы “Бунт”* Франтишек Флаум принимал участие уже в первой выставке берлинской галереи “Штурм”*. Для осознания контекста национального авангарда была важна подготовленная “Штурмом” львовская (1913) выставка экспрессионистов (где, в частности, были представлены работы А.Явлейского*, В.Кандинского*, А.Сегала).
   До I мировой войны в Польше не было попыток осмыслить экспрессионизм как мировоззрение и перенести это название на литературу; он воспринимался попросту как антитеза миметической косности. После войны это наименование утвердилось в польском художественном сознании как своего рода боевой клич авангарда: “Найдено слово, а теперь ищут, что бы оно могло выразить” (Кароль Ижиковский). Одно время “экспрессионизм” был общим названием для ряда течений, каждое из которых имело свой образный язык. Собственно экспрессионистское движение, возникшее в Польше в конце 1910-х и угасшее к середине 1920-х, объединило авторов по преимуществу в пределах локальных литературно-художественных групп. Экспрессионизм при этом оставался общим полем авангарда, воздействовавшим как на писателей, принадлежавших к движению, так и не причастных к нему организационно. Ориентация, заметная у многих авторов, часто - как ступень развития, знаменовала собой переход литературы в характерное для межвоенного двадцатилетия состояние многообразия, открытости разнонаправленному.
   В 1917-1918 в Польше возникают три независимых художественных группы, выступившие под лозунгом экспрессионизма. Под знаком “польского экспрессионизма” начинался формизм* (Анджей Пронашко, Збигнев Пронашко, Титус Чижевский, Леон Хвистек, Станислав Игнаций Виткевич* и др., 1917-1922). Ярким явлением экспрессионизма явилась познанская группа художников “Бунт” (Ежи Гулевич*, Станислав Кубицкий*, Владислав Скотарек* и др., 1918-1922). В 1918-1922 в Лодзи действовала экспрессионистская группа “Юнг идиш”* (Янкель Адлер*, Моисей Бродерзон, Винсент Браунер и др.). Принципам экспрессионизма по-своему следовали Тадеуш Маковский, Юзеф Чапский, Тадеуш Цесьлевский*, Станислав Шукальский, Тадеуш Кулисевич и др. Бронислав Линке*, Ян Готард близки эстетике “новой деловитости”* (“новой вещественности”). Дадаистические коллажи и экспрессионистическая графика составляли основу творчества Марцелия Слодкого, связанного с цюрихским “Кабаре Вольтер”*.
   Недолгая в Польше история экспрессионизма как программного движения связана более всего с познанской литературной группой, сплотившейся вокруг журнала “Здруй”* (1917-1922, Ежи Гулевич*, Ян Стур*, Адам Бедерский*, Кубицкий и др.) - единственной, последовательно использовавшей это наименование для обозначения своей творческой ориентации. У экспрессионистов “Здруя” надвременное, теоцентрическое обоснование обретает идея духовного возрождения человечества. Для них жизнь человека есть путь “атома абсолюта” к “жизненной надценности” (Стур). Отсюда требования эстетики: выявить внеличностное благо, сокрытое в “бурлящих глубинах хаоса души” (Стур); отбросить “ярмо натуры” и выразить все внутреннее, что выразимо, в “истории вечной человеческой души” (Е.Гулевич). “Вырвать человека из когтей расчета и числа. Вырвать его из кандалов мертвого знания и науки” (Кубицкий), создать лучший мир внутри себя и продемонстрировать мнимость “бесспорных” общественных ценностей - такова сверхзадача. Художники, стремившиеся обобщить драматизм эфемерных видений, форму воспринимали как искажение абсолюта, поэтому закономерным стало их пренебрежение красотой и пластикой форм, тематическая монотонность, избыток патетической риторики в их текстах.
   Писатели, тяготевшие к экспрессионизму, группировались также вокруг краковского журнала “Маски”* (1918-1922). Фольклорно-примитивистский вариант экспрессионизма развивали Эмиль Зегадлович, журнал “Понова” (“Ponowa”, 1920-1921) и группа “Чартак”* (1923-1927). “Эталонным” польским экспрессионистом может быть признан Юзеф Виттлин, автор антивоенных “Гимнов” (“Hymny”, 1920) и пацифистского романа “Соль земли” (“Sol ziemi”, 1936), написанных с точки зрения людей улицы - тех, кого милитаризованная цивилизация обрекла на роль пушечного мяса. Воздействию импульсов экспрессионизма оказались подвержены и футуристы Бруно Ясенский, Анатоль Стерн, Титус Чижевский, и поэты журнала “Скамандр” Юлиан Тувим, Ярослав Ивашкевич, Антоний Слонимский. Экспрессионизму близки романы Анджея Струга*, Юлиуша Каден-Бандровского*, Виткевича, новеллы Стефана Грабинского*, проза Витольда Гомбровича, драмы Виткевича и Станиславы Пшибышевской. Лирическая проза Бруно Шульца - циклы новелл (или фрагментарные романы) “Коричные лавки” (“Sklepy cynamonowe”, 1933) и “Санаторий под клепсидрой” (“Sanatorium pod klepsydra”, 1936). С экспрессионистским движением Шульц не был организационно связан, однако именно он, наряду с С.И.Виткевичем, своей системой мышления и письма оставил наиболее заметный след в литературе польского экспрессионизма.
   От экспрессионизма дистанцировался конструктивистский авангард, однако родственно ему творчество поэтов-“катастрофистов” Юзефа Чеховича, Чеслава Милоша, Владислава Себылы.
   Экспрессионистическая линия не исчезла и в литературе последующих десятилетий; с ней так или иначе связаны проза Леопольда Бучковского, Казимежа Трухановского, Тадеуша Конвицкого, Тадеуша Новака, поэзия и драматургия Тадеуша Ружевича, Станислава Гроховяка и др. Экспрессионистская составляющая существенна и в польском изобразительном искусстве вплоть до конца XX в. - в полистилистических субъективных картинах трагически искаженного мира у Анджея Врублевского, Эугениуша Марковского, Тадеуша Бжозовского, Здислава Бексинского, Адама Хоффмана, Мечислава Веймана, Ежи Панека, Ежи Дуды-Грача и др. Сильнейшему воздействию экспрессионизма на протяжении XX в. были подвержены музыка (сочинения Тадеуша Бэрда, Витольда Лютославского, Кшиштофа Пендерецкого), балет, театр (режиссура Леона Шиллера, Тадеуша Кантора, Юзефа Шайны, Генрика Томашевского), кино (Анджей Вайда, Казимеж Куц). В целом присутствие экспрессионизма в польской культуре на протяжении XX в. столь же значимо, как и присутствие сюрреализма.
   Лит. : Juszczak W. Wojtkiewicz i nowa sztuka. Krakow, 1964; Prokop J. Ku ekspresjonizmowi// Prokop J. Z przemian w literaturze polskiej lat 1907-1917. Wroclaw, 1970; Kunstmann H. Versuch über den polnischen Expressionismus // Analecta Slavica. Vol. 5: Materialien zum polnischen Expressionismus. Bd. 1. Würzburg, 1973; PolczyñskaE. Die Zusammenarbeit polnischer und deutscher Expressionisten in den Zeitschriften “Action” und “Zdrój” // Studia Germanica Posnaniensia. Bd. 2. Poznan, 1973; Kucielska Z., Malinowski J. Ekspresjonizm w grafice polskiej. Krakow, 1976; Kuzma E. Z problemow swiadomoáci literackiej i artystycznej ekspresjonizmu w Polsce. Wroclaw, 1976; WilletJ. Ekspresjonizm. Warszawa, 1978; Juszczak W. Mlody Weiss. Warszawa, 1979; Lukasiewicz P., Malinowski J. Ekspresjonizm w sztuce polskiej. Wroclaw, 1980; DulewiczA. Ekspresjonizm: grafika. Warszawa, 1985; Krzyk i ekstaza: Antología polskiego ekspresjonizmu/ J.Ratajczak. Poznan, 1987; Ekspresjonizm w literaturze Mlodej Polski na tie literatury polskiej i obcej XX wieku/ E.Loch. Lublin, 1988; Kuzma E. Czlowiek wobec Boga, religii i koáciola w polskim ekspresjonizmie // Kuzma E. Miçdzy konstrukcja. a destrukcja.. Szczecin, 1994; Encyklopedia ekspresjonizmu. W., 1996; Lukaszewicz P., Malinowski J. Ekspresjonizm w sztuce // Od awangardy do postmodernizmu. W., 1996; Базилевский А. Польский экспрессионизм: Поэзия - театр//Авангард 1910-1920-х годов; Взаимодействие искусств. М., 1998.
   А. Базилевский

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Польский экспрессионизм" в других словарях:

  • Экспрессионизм (литература) — Первое издание романа Кафки «Замок» Под экспрессионизмом применительно к литературе понимают целый комплекс течений и направлений в рамках европейского …   Википедия

  • Абстрактный Экспрессионизм — (Abstract Expressionism, AbEx)    направление в живописи, сформировавшееся в США в 1940 1950. Имел опосредованное отношение к европейскому экспрессионизму первых десятилетий XX в., хотя раннее, фигуративное творчество некоторых его представителей …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • “Здруй” — (“Zdrój”, “Родник”, Познань, 1917 1920)    журнал, “посвященный искусству и умственной культуре”, выходивший на польском языке два раза в месяц (всего вышло 78 номеров). Учрежден В.Гулевичем* и Е.Гулевичем* при участии С.Пшибышевского*. Издавался …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Польша — (Polska)         Польская Народная Республика (Polska Rzeczpospolita Ludowa), ПНР.          I. Общие сведения          П. социалистическое государство в Центральной Европе, в бассейне рр. Висла и Одра, между Балтийским морем на С., Карпатами и… …   Большая советская энциклопедия

  • Стур, Ян — (Stur, Jan) (псевдоним, настоящее имя Херш Фейнгольд, Hersz Feingold) (15.06.1895, Львов, Австро Венгрия 15.06.1923, Закопане, Польша)     польский поэт, литературный критик, публицист. Из семьи чиновника. В 1914 окончил классическую гимназию во… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Войцех Хас — Wojciech Jerzy Has Имя при рождении: Войцех Ежи Хас Дата рождения: 1 апреля 1925 …   Википедия

  • Войцех ежи хас — Войцех Хас Wojciech Jerzy Has Имя при рождении: Войцех Ежи Хас Дата рождения: 1 апреля 1925 …   Википедия

  • Хас, Войцех — Войцех Хас Wojciech Jerzy Has Имя при рождении: Войцех Ежи Хас Дата рождения: 1 апреля 1925 …   Википедия

  • Хас, Войцех Ежи — Войцех Хас Wojciech Jerzy Has …   Википедия

  • Молодая Польша (искусство) — У этого термина существуют и другие значения, см. Молодая Польша. «Смерть» (польск. Śmierć …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»