Пульфер, Макс


Пульфер, Макс
(Pulver, Max)
(06.12. 1889, Берн - 13.06.1952, Цюрих)
   швейцарский поэт и драматург. Родился и вырос в семье аптекаря, изучал германистику в Страсбурге, Лейпциге и Фрайбурге (Брайсгау), испытал сильное влияние немецкого натурфилософа Франца Ксавера фон Баадера, впервые сформулировавшего романтическое понимание знака, через него пришел к гностическим и мистическим учениям.
   Докторская диссертация “Романтическая ирония и романтическая комедия” опубликована в 1911. В 1911-1912 изучал психологию и графологию в Париже. С 1914 по 1924 жил в Мюнхене, поддерживал контакты с Р.М.Рильке и Ф.Кафкой*, был очевидцем провозглашения и разгрома Баварской советской республики, первого гитлеровского путча (1923).
   Вскоре после возвращения на родину в 1924, П. отошел от литературного творчества и обратился к занятиям графологией и глубинной психологией (в сотрудничестве с К.Г.Юнгом). П. - один из крупнейших швейцарских поэтов; живя в Германии, впитал в себя настроения эпохи, усвоив поэтику ее ведущего направления - экспрессионизма. Но его как швейцарца скорее отталкивал, чем притягивал экстатический порыв* и субъективистский произвол. Спасение от ужасов бурной эпохи он искал в диалектическом взаимодействии противоположностей - добра и зла, света и тьмы. Мотивы жестокого внутреннего разлада звучат уже в первом сборнике стихов “Встреча с собой” (“Selbstbegegnung”, 1916). Спасение видится ему в труде, в самоотречении и слиянии с себе подобными, с миром: “Благословен будь человек, творящий необходимое... Быть захваченным общностью, раствориться в целокупности. Попробуй расчлени пламя!” (“Письмо к другу в Германии”, “Brief an einen Freund in Deutschland”). Творчество П. одержимо беспокойством, ожиданием перемен, состраданием к жертвам войны и угнетения, жаждой приобщения к “новой духовности”. Правда, для П. экстатические гримасы социальной и культурной жизни - всего лишь симптом глубоко укоренившейся “религиозной болезни нашего поколения”. Но он не замалчивает эту болезнь, как многие деятели культуры в Швейцарии, а призывает увидеть ее взаимосвязи с широким кругом общественных явлений. В стихотворениях сборника “Подъезд” (“Auffahrt”, 1919) звучат призывы отказаться от роли простых созерцателей “новой пляски смерти”, до основания разрушить “сверкающие фасады” и построить “молодую страну, новый светлый дом”. Сходные идеи П. развивает в драмах “Чертяка Роберт” (“Robert der Teufel”) и “Александр Великий” (“Alexander der Grosse”, обе 1917): от прекраснодушного оптимизма XIX в. путь ведет к укреплению творческой индивидуальности, к расширению собственного “я” до космических масштабов. Вместе с тем, как и у других экспрессионистов, субъективизм П. сочетается с тягой к насыщению действия многочисленными персонажами (драма “Христос на Олимпе”, “Christus im Olymp”, 1918). В драме “Чертово колесо” (“Das Grosse Rad”, 1921, поставлена 1926), прототипом главного героя которой, художника-бунтаря, послужил Э.Толлер*, уже видны элементы критического расчета с экспрессионизмом: экстатический революционный порыв терпит крах в результате разрыва между словом и делом. Однако стихотворения сборника “Белый голос” (“Die weisse Stimme”, 1924) еще целиком выдержаны в духе экспрессионизма.
   П. удалось запечатлеть существенные приметы эпохи, не прибегая к реалистически конкретному изображению. В его поэзии собственно швейцарских особенностей не так уж и много. Почти нет их и в романе “Переулок небесных врат” (“Himmelpfortgasse”, 1927), действие которого происходит в немецких городах, в среде отчаявшихся, опустившихся людей, наркоманов. Это уже не экспрессионистическое, а экспериментально-психологическое произведение. Образы и настроения лирики П. вырастали из восприятия окружающего мира как “раны”, как “мрака” и “ночи”; исцелиться от болезни времени, по его мнению, может только тот, кто сделал ставку на собственное “я”, на внутренние ресурсы личности.
   Соч.\ Odil, 1917; Igernes Schuld. Ein Kammerspiel in vier Akten, 1918; Merlin, 1918; Kleine Galerie. Prosa. Zürich, 1925; Arabische Lesestunden, 1925.
   JIum.\ Expressionismus in der Schweiz / Hg. M.Stern. Bände I-II. Bern; Stuttgart, 1981.
   В. Седельник

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Пульфер, Макс" в других словарях:

  • Pulver, Max —    см. Пульфер, Макс …   Энциклопедический словарь экспрессионизма


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.