- “Путеви”
- (“Путеви”, “Пути”)сербский журнал (“ежемесячные выпуски по искусству и философии”), выходил в Белграде с января 1922 по август 1924. Всего вышло пять номеров. Учредителями журнала выступали М.Дединац, М.Ристич и Д.Тимотиевич. Издание последнего номера осуществляли М.Ристич и М.Црнянский*. Журнал декларировал открытость “всем современным направлениям или школам”, главными критериями отбора произведений провозглашал отрицание “ложной” традиции (под которой подразумевалась вся традиция довоенного искусства), талант автора и отображение им нового содержания эпохи. Главная задача журнала, как сказано в редакционной статье первого номера, - совершить переворот в литературном творчестве и в понимании литературы. Переворот должен быть совершен “самым кардинальным образом”, то есть путем создания произведений искусства, и только во вторую очередь путем написания манифестов и программ. Возрождение сербского искусства, говорилось в статье “К широким горизонтам” (С.Стефанович), начнется на путях, ведущих в будущее, какими бы трудными и нехоженными они ни казались, какими бы туманными ни представлялись горизонты.Журнал печатал, кроме литературных произведений, программные документы художественных школ, аннотации на книги, эссе по актуальным вопросам искусства и жизни. Он объединил авторов разных идейных и художественных направлений. Вместе с тем, среди них постепенно начали вырисовываться две группы, одна из которых - М.Црнянский, С.Винавер*, Р.Петрович*, М.Крлежа* и др. - имела явственное тяготение к экспрессионизму, а другая - М.Дединац, М.Ристич, Д.Матич, А.Вучо - к сюрреализму. Остальные авторы - С.Стефанович, И.Андрич*, И.Секулич, Т.Манойлович и др. ни к тому, ни к другому направлению не тяготели. Наличие группировок осложняло редакционную работу журнала, но если “сюрреалистическая группа”, вначале не противопоставлявшая себя другим авторам, со временем признала свое сотрудничество с ними “ошибкой”, то концепция “экспрессионистской группы” базировалась на двух знаменитых манифестах (“Манифест экспрессионистской школы”Винавера и “Объяснение Суматры” Црнянского), где экспрессионизму придавалось общечеловеческое значение. В то же время следует учесть, что в конце 1910-х - первой половине 1920-х название “экспрессионизм” в Сербии прикладывалось к разным, часто противоречащим друг другу направлениям.На страницах журнала публиковались произведения Дж.Джойса (впервые на сербско-хорватском языке), В.Маяковского*, А.Штрамма*, К.Швиттерса, много внимания уделялось А.Жиду, А.Бретону, Г.Аполлинеру, П.Элюару, Л.Арагону, Б.Сандрару, воспроизводились рисунки Пикассо, давалась информация о Фрейде и психоанализе. “Сюрреалистическая группа” журнала постепенно вырабатывала собственную платформу, и журнал фактически служил “собиранию сил” будущих сербских сюрреалистов в период, когда в самом Париже это движение находилось еще в начальной фазе своего формирования. “Экспрессионистская группа” так и не нашла способов организационного объединения и фактически распалась сразу же после закрытия журнала.За свое недолгое существование журнал (как орган молодых сербских литераторов) успел завоевать популярность в белградской литературной среде, но, заняв агрессивную позицию по отношению к традиционной “беззубой” критике, приобрел недоброжелателей в лице солидных официальных изданий и подвергался с их стороны постоянным нападкам. Однако главной причиной его недолговечности следует считать все же расплывчатость программы (по словам М.Ристича - “в ее основе лежал компромисс”), что способствовало постоянным раздорам среди учредителей и в конечном счете привело к тому, что они потеряли интерес к собственному изданию. После его закрытия М.Ристич почти сразу же организовал выпуск нового журнала - “Сведочанства”, в котором редакционная платформа была сориентирована исключительно на сюрреализм. В то же время даже сам Ристич впоследствии признал, что “сербская послевоенная литература должна начинаться со слова "экспрессионизм"”.Лит.: Kapidzic-Osmanagic H. Srpski nadrealizam. Sarajevo, 1966; Српска авангарда y периодици. Београд, 1996.М.Карасева
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.