- Рубинер, Людвиг
- (Rubiner, Ludwig)(псевдоним; настоящие имя и фамилия - Эрнст Людвиг Громбек, Ernst Ludwig Grombeck)(12.07.1881, Берлин, - 26(27?).02.1920, там же)немецкий драматург, эссеист, поэт. Родился в семье выходцев из восточной Галиции; отец - беллетрист. Изучал в Берлинском университете музыковедение, историю искусства, философию и германистику. Первые стихи опубликовал в анархистском журнале “Кампф” (“Kampf”, “Борьба”), позднее сотрудничал в журналах “Акцион”*, с издателем которого Ф.Пфемфертом* был дружен, “Штурм”* Х.Вальдена* и “Ди вайсен блеттер”* Р.Шикеле*.В 1908 Р. развил тезисы о “политизации театра” и важное для него положение об анонимности автора. В 1909 посетил Россию, в 1912 поселился в Париже. Центральная идея Р. - окрашенная визионерством вера в “нового человека”*, в возможность нового человеческого сообщества и преображение мира духовной силой. Вслед за Г.Манном* (статья “Дух и действие”, 1910) Р. выступил на страницах “Акцион” с программным требованием соединения идеала и политики (“Поэт врывается в политику”, “Der Dichter greift in die Politik”, 1912). Он отрицал самоценное значение искусства, которое, по его убеждению, должно служить преображению жизни.Будучи радикальным противником войны, в 1915 Р. бежал в Швейцарию, где сотрудничал в газете “Ди нойе Цюрхер цайтунг” (“Die neue Zürcher Zeitung”, “Новая Цюрихская газета”) и издавал газету “Цайт-Эхо” (“Zeit-Echo”, “Эхо времени”, 1917-1918), в которой проповедовал идею “революции духа”. Политику он понимал на первых порах абстрактно как “обнародование наших этических взглядов”. Главным должен стать Человек; “Человек в центре” (“Der Mensch in der Mitte”, 1917) - название программного сборника написанных за предшествовавшие годы статей. На Р. оказали влияние анархистские идеи М.Бакунина и П.Кропоткина, а также проповедь деятельной любви и непротивления злу насилием Л.Толстого, выборку из дневников которого он издал в 1918 со своим предисловием. Те же концепции главенствуют в вышедшей ранее поэтической книге Р. “Небесный свет” (“Das himmlische Licht”, 1916), где определяющей интонацией является пафос, а содержанием - призыв к пробуждению. В 1918 Р. был выслан из Швейцарии за прославление революции в России, которую, как и последующие революционные события в Германии, он воспринял как начало мировой революции. Своим интересом и знаниями о России Р. отчасти был обязан своей жене, публицисту и переводчице Фриде Ихак-Рубинер (Frida Ichak-Rubiner, 1879-1952).Главное художественное произведение Р. - драма “Без насилия” (“Die Gewaltlosen”, 1919); основная ее идея - вера в рождение “нового человека”, который сумеет преобразовать жизнь на земле, - определяет структуру и стиль пьесы. Действие в привычном смысле отсутствует. Один и тот же тезис с одной и той же цепочкой аргументов переходит из одного эпизода в другой. Напряжение создается препятствиями, которые встречают на своем пути “новые люди”, пытающиеся обратить в свою веру окружающих. Персонажи делятся, как обычно в политической драматургии экспрессионистов, на несколько групп, находящихся в строго иерархических отношениях друг к другу: “новые люди” - те, кому открыта истина; слушающие - те, кто способен понять их; безъязыкая толпа, масса, жаждущая простых, естественных благ и также нуждающаяся в “пробуждении”. Главный конфликт пьесы Р. состоит в столкновении знания и незнания, окрыленности духом и равнодушия. Действующие в духе изложенной концепции Мужчина и Женщина (характерная обобщенность безымянных экспрессионистских персонажей) обращают в свою веру людей из толпы и сторонников буржуазного порядка.В 1919 в Берлине Р. участвовал в создании передвижного “Пролетарского театра” для рабочих. Духом интернациональной солидарности проникнуты его антологии “Друзья человечества”* (“Die Kameraden der Menschheit”, 1919), в которой приняли участие поэты разных стран, и “Сообщество” (“Die Gemeinschaft. Dokumente der geistigen Wende”, 1919).Соч.: Der Dichter greift in die Politik: Ausgewählte Werke. 1908-1919 / Hg. K.Schumann. Leipzig, 1976; Ludwig Rubiner. Eine Einführung mit Textauswahl und Bibliographie von K.Petersen. Bonn, 1980.Н.Павлова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.