Румынский экспрессионизм


Румынский экспрессионизм
   заявил о себе после I мировой войны. Критики не сразу оценили масштаб этого явления. Румынская культура заметно ориентирована на Францию, направления французского искусства быстро проникали в страну и давали жизнь национальным вариантам. В свою очередь, румынские художественные идеи в XX в. экспортировались в Европу и на их основе во Франции возникали направления, имеющие мировое значение (одним из основателей дадаизма* и сюрреализма* был румын Т.Тцара, основоположник театра абсурда Э.Ионеско сформировался в русле румынского абсурда и т.д.). Экспрессионизм же возник под влиянием немецкой культуры. В 1920-е - начале 1930-х он существовал в румынском искусстве наряду с сюрреализмом, имея явных приверженцев, а в дальнейшем оказал влияние на творчество многих писателей и художников.
   Большое значение имела чуткая реакция немецкого населения Трансильвании, до 1918 входившей в Австро-Венгрию, на культурные процессы, происходящие в Германии и Австрии. Знание немецкого языка было распространено среди румынской интеллигенции благодаря немецким школам, немецкоязычные периодические издания пользовались большой популярностью. С 1919 в Сибиу издается журнал “Остланд” (“Ostland”), в этом же году в Черновцах начинают выходить два периодических издания: “Нерв”* (“Der Nerv”) и “Лихт” (“Das Licht”, “Свет”), в которых публикуются манифесты, близкие экспрессионизму. С 1920 в Брашове О.Алшер, М.Бернер и др. выпускают поэтические и прозаические произведения антивоенной тематики в сборниках экспрессионистской направленности “Фрюлинг” (“Frühling”) с подзаголовком “Заметки о человечности” (“Blätter für Menschlichkeit”). В 1924 под редакцией Г.Циллиха выходит экспрессионистский литературный журнал “Клингсор” (“Klingsor”), вокруг него формируется сообщество писателей, идеи которого имели значительный резонанс.
   В 1920-е немало румынских живописцев и графиков проходит стадию экспрессионистских поисков. Ощутимо влияние экспрессионизма в творческом развитии таких художников, как В.Браунер, Рубин, Исер, Ф.Кимм, М.Янку, М.Х.Макси, Тоница, Ширату, Цукулеску. Определеннее всего элементы экспрессионизма проявились в творчестве трансильванских художников, немцев и венгров (Г.Эдер, Ф.Кимм, И.Болога), хотя по отношению к ним трудно говорить об экспрессионизме как о программной установке. Сознательно ориентировался на Кандинского* и группу “Дер блауэ райтер”* Я.Маттиш-Тойч*. В Бухаресте проходят выставки Эдера и Маттиш-Тойча, в 1924 организуется международная выставка экспрессионистов. Маттиш-Тойч, Янку, Макси выставлялись в Берлине при поддержке журнала “Штурм”* и прямом участии Х.Вальдена*, чья теория ритма, объединяющего абстрактные “мертвые формы”, была творчески воспринята румынскими художниками. Черты экспрессионизма обнаруживаются в резкости красок, напряженном динамизме, гротеске графики, публиковавшейся в журналах революционной и социал-демократической направленности.
   По отношению к литературе можно увереннее говорить о румынском варианте экспрессионизма, оказавшем влияние на многих писателей. Особый интерес к экспрессионизму проявился среди деятелей журнала “Гындиря” (“Gîndirea”, “Мысль”, 1921-1944), оказавшего решающее влияние на духовную культуру межвоенного двадцатилетия. Многие деятели “Гындиря” имели тесный контакт с немецкой культурой: Л.Блага* учился в Вене, Н.Крайник там же совершенствовал свое образование, Т.Виану некоторое время пробыл в Тюбингене, М.Садовяну привнес в театральные хроники “Гындиря” свои берлинские впечатления. Первоначально журнал издавался в Трансильвании, в г. Клуж. На его страницах обсуждались публикации сборника “Фрюлинг”, пропагандировалась живопись Эдера, Кимма и др., с ним сотрудничали деятели общества “Клингсор” Циллих и Э.Кайснер. Программные установки журнала были созвучны экспрессионистским устремлениям, вокруг него сформировалась художественная среда, где идеи экспрессионизма получили особый резонанс. “Гындиря” критиковал румынское почвенничество (журнал “Семнэторул”, “Semänätorul”, “Сеятель”) за примитивный этнографизм выражения национальной специфики, предлагал свое, мистическое понимание национального духа через поиск языческих сакральных ориентиров и православие византийского толка: “румынское небо” противопоставлялось “румынской земле” семэнэтористов. “Гындиря” обнаруживает точки соприкосновения с теми тенденциями экспрессионизма, которые вели к идеям тоталитарного государства.
   Среди писателей круга “Гындиря”, имеющих отношение к экспрессионизму, наиболее заметен Блага. В его творчестве экспрессионизм прежде всего повлиял на формирование поэтического языка и на философско-эстетическую теорию, впервые сформулированную им в статье “Философия стиля” (1926) и окончательно оформившуюся в монографии “Трилогия культуры” (1937). Важной чертой художественного и философского наследия Благи является поиск дороманских корней румынской культуры, сродный с присущим экспрессионизму стремлением к познанию глубинной сути вещей. С этой проблемой соотносится дакийская тематика (обращение к истории Дакии) в творчестве Благи, а также отношение к фольклору как архетипической модели румынской культуры. С дакийской темой связана пьеса Благи “Замолксис” (“Zamolxe”), с фольклорной - “Мастер Маноле” (“Meçterul Manóle”). Сотрудничавший с “Гындиря” выдающийся поэт Т.Аргези* также испытал влияние экспрессионизма. Для Аргези существенным оказалось влияние Г.Гейма* и Г.Бенна*, прежде всего как новое, после Бодлера, утверждение эстетики безобразного.
   Связано с экспрессионизмом и творчество других авторов “Гындиря”. В отличие от Благи, поэт и драматург А.Маниу*, вышедший из символистских кругов, не стремился к созданию эстетической теории, но в его образности прослеживаются черты, близкие византийской иконографии, осознаваемые через экспрессионистское стремление к Абсолюту. Поэт и драматург В.Войкулеску - автор родственных экспрессионизму пьес напряженного религиозно-мистического звучания. В лирике А.Филиппиде* экспрессионистские черты проявляются в усилении мистического элемента, в трагической теме невозможности постигнуть смысл судьбы. Поэт А.Котруш* воспринял активистскую идею “массовости”, объединения миллионов людей (см. Активизм*); в дальнейшем он пришел к утверждению доктрины национального тоталитарного государства. Й.Барбу, поэт и математик, оценил в экспрессионизме особую ритмическую остроту, гротесковость, жесткость, обостренность образа. Х.Бончиу* в лирике и прозе работал в ключе экспрессионистской катастрофической эстетики (см. Катастрофизм*).
   Другим важным литературным объединением, утверждавшим в Румынии экспрессионизм, но иначе его воспринимающим, был журнал “Контимпоранул” (“Contimporanul”, “Современник”, 1922-1932), редактором которого был Й.Виня*. В отличие от гындиристов, рассматривавших экспрессионизм в связи с румынскими культурными традициями, деятели этого журнала акцентировали прежде всего новизну образа и формальные поиски. “Контимпоранул”, подчеркивая свою принадлежность к авангарду, провозгласил разрыв с традицией “копирования природы”, выступал за создание “чистых форм”. Это сближало направление “Контимпоранула” с футуристическими и кубистскими тенденциями. Его программа имела много общего с программой немецкого журнала “Штурм”, который через “Контимпоранул” поддерживал связь со сторонниками экспрессионизма в Румынии. Глубокое родство с эстетикой экспрессионизма обнаруживает публикуемая в журнале поэзия В.Фундояну, И.Воронки, Й.Вини, который создает и прозаические произведения. Экспрессионистскую прозу представляют также Ф.Адерка, Й.Кэлугэру. В “Контимпорануле” печатались переводы поэзии Штрамма*.
   В драматическом искусстве Румынии, кроме творчества Благи и Маниу, экспрессионизм проявился у Г.М.Замфиреску, Г.Чиприана. В целом атмосфера театральной жизни не располагала к глубокому восприятию экспрессионистских идей, несмотря на то, что пьесы Кайзера*, Ведекинда*, Верфеля* шли в румынских театрах. Экспрессионистская драма воспринималась в Румынии в широком контексте новой драматургии, однако существенного влияния на режиссерское искусство экспрессионизм не оказал.
   Значение экспрессионизма, вызвавшего в Румынии живой интерес в 1920-е, не ограничивается этими временными рамками; нововведения и переосмысление экспрессионизма имело значение для многих авторов второй половины XX в., хотя сложно назвать имена его последовательных представителей. Полемика двух крупнейших журналов, явное воздействие экспрессионизма на творчество значительных писателей и художников позволяет говорить о румынском варианте экспрессионизма, в котором, при основной мистическо-религиозной доминанте проявились многообразные формальные и идейные поиски.
   Лит.: Doinaç St.A. Atitudini expresioniste în poezia româneasca// Secolul 20. BucuresU, 1969; Crohmälniceanu O.S. Literatura romana §¡ expresionismo. Bucureçti, 1971; Crohmälniceanu O.S. Literatura romana íntre cele douä razboaie mondiale. V. 1-3. BucuresU, 1972-1975; CotrusO. Literatura romana §i expresionism // Secolul 20. № 9. BucuresU, 1972; Micu D. Gîndirea §i gîndirism. BucuresU, 1975; Pavel A. Expresionismul §i premisele sale. BucuresU, 1978; Gregorescu D. Istoria unei generali pierdute: exspresioniçtii. Bucureçti, 1980.
   Т.Биткова, Е.Фейгина

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Румынский экспрессионизм" в других словарях:

  • Тоница, Николае — Н.Тоница, Автопортрет (1923) Николае Тоница (рум. Nicolae Tonitza, род. 13 апреля 1886 г. Бырлад  ум …   Википедия

  • Франция — У этого термина существуют и другие значения, см. Франция (значения). Французская Республика République française …   Википедия

  • Блага, Лучиан — (Blaga, Lucian) (09.05.1895, село Ланкрем, уезд Альба Себеш, Румыния 06.05.1961, Клуж, Румыния)    румынский философ, поэт и драматург. Сын православного священника. С детства владел немецким языком, учился в немецкой школе в Себеше. С 1914 по… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.