Уиц, Бела


Уиц, Бела
(Uitz Bela)
(07.03.1887, Мехала, пригород Темешвара, теперь - Тимишоара, Румыния, - 26.01.1972, Будапешт)
   венгерский график и живописец. Родился в крестьянской семье. Обучался токарному ремеслу в Темешваре, позже посещал Училище прикладного искусства (1907) и Высшую школу изобразительного искусства в Будапеште (класс Э.Балло, затем - К.Ференци, 1908-1912). В 1914 в Салоне молодых художников выставлялись рисунки У. углем, высоко оцененные, в частности, Л.Кашшаком*, который привлек его к сотрудничеству в журнале “Ma”*, и с 1916 У. становится его соредактором. В эти годы он работает преимущественно как график. Тематика его графических листов, исполненных обычно углем и построенных на контрасте темных бархатистых штрихов со свободными от рисунка белыми пятнами, лирична, но, вместе с тем, по своей трактовке глубоко драматична. Все они - “будто крики о помощи” (Л.Кашшак). В дальнейшем драматизм и динамичность композиции растут, подчеркиваемые резкостью поз и движений, суровой выразительностью лиц. Такова изображающая К.Либкнехта гравюра на меди (1919) с ее контрастами тени (фон) и света (непреклонно целеустремленные черты лица).
   В период Венгерской Советской республики 1919 У. руководит Пролетарской художественной мастерской, обращается к плакату и монументальному искусству. Известный плакат “Красноармейцы, вперед!” (“Vörös katonák, elöre!”), пластически близок к фреске. В его композиционном строе большую роль играет жесткий ритмический повтор марширующих ног, тождественного профиля лиц, диагоналей винтовок. Тогда же (1919) исполнены эскизы фресковых композиций “Строители” (“Epitök”) и “Рыбаки” (“Halászok”), решенные в том же, хотя более обобщенном, ключе. Образам здесь придан вневременной, общечеловеческий характер. Цвет использован весьма скупо, имеет прежде всего символический смысл. Так, в “Строителях” доминирует красный как знак занимающейся зари - строящегося нового, свободного общества, в “Рыбаках” - синий, воплощающий взволнованную водную стихию.
   После падения Венгерской Советской республики художник эмигрирует, сначала в Вену (1920-1924), затем в Париж, где сближается с А.Барбюсом и группой “Кларте”; создает там декорации к постановке “Матери” М.Горького. В его творчестве 1920-х можно проследить несколько этапов. Вначале он отдает дань поискам красочных гармонических цветосочетаний и отвлеченным композиционным формам. Так, его многофигурная фреска “Человечество” (“Emberiség”, 1920, сохранился только эскиз), посвященная памяти Советской Венгрии, должна была символизировать устремление от страданий (левая часть) через свободный коллективный труд (правая часть) к совершенному - “красному” - человеку (верх). Затем в его искусстве заметно усиливаются экспрессионистские тенденции. Самый яркий образец - посвященная восстанию луддитов серия из четырнадцати офортов “Генерал Лудд” (“General Ludd”, 1922-1923), которая создавалась под впечатлением подавления венгерской пролетарской диктатуры. В фигурах английских ткачей-машиноборцов подчеркнута ожесточенная, почти дикая стихийная сила. Такова и центральная, сам “генерал”: яростно волевое лицо, с вызывающим упорством простертые руки. Стихийное эмоциональное возмущение достигает гротесковой гиперболичности, машиноборцами движет необузданный инстинкт разрушения. Финал - жестокая казнь восставших на фоне цветущего луга. После создания этой трагической сюиты художник словно ищет разрядки в прозрачных по рисунку и стройных по композиции пейзажах Парижа (1924-1925).
   С 1926 по 1970 У. живет в Советском Союзе. Примкнув еще в начале 1920-х к коммунистическому по направлению журналу “Эдьшег”* и пролеткультовским установкам (правда, понимаемым по-своему: “коллективизм, материальность, синтезирующая централистичность форм”), он принимает активное участие в художественной жизни советской страны. Становится профессором, затем деканом факультета монументального искусства ВХУТЕИНа (1926, 1928), организует Международное бюро революционных художников (1930, в 1931-1935 его секретарь). Основные творческие интересы У. в это время связаны с монументальной живописью. Он готовит эскизы фресок для ряда санаториев. В 1936-1938, живя в Киргизии, работает над росписью Дома Правительства во Фрунзе. В 1940 привлечен к работе над созданием живописного оформления Дворца Советов в Москве, в 1948 создает фреску о Сталинградской битве, а в 1954 принимает участие в исполнении двух фресок для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (от всех этих произведений сохранились лишь отдельные фрагменты и эскизы). В них видно стремление сплавить свои формальные новации - за которые он придирчиво критиковался в советской печати - с традициями монументального искусства итальянского Возрождения. 1938-1939 У. провел в заключении по ложному политическому обвинению. В 1968 побывал в Будапеште на выставке своих произведений, а в 1970 вернулся в Венгрию.
   Лит.: Uitz. Budapest, 1967; KonthaS. Uitz Bela// Vá regy új vilag. Budapest, 1975; Bajkai R.É. Uitz Béla. Budapest, 1977; Маца И. Бела Уиц// Печать и революция. 1927. Кн. 4; Шалабаева В. Бела Уиц. М., 1987.
   Л.Алёшина

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Уиц, Бела" в других словарях:

  • Uitz Bela —    см. Уиц, Бела …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Венгерская литература — ВЕНГЕРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Венгерская литература, как и все остальные области культуры Венгрии, до XIX столетия обнаруживает очень мало самостоятельности. После того как первый венгерский король принял христианскую религию (995) и насильственно… …   Литературная энциклопедия

  • “Ма” — (“Ma”, “Сегодня”)    журнал венгерских экспрессионистов (“активистов”), преемник “Тетт”*. Первый номер вышел 15.11.1916, последний 15.06.1925. Журнал выходил с разной периодичностью; до июля 1919 в Будапеште; после падения советской власти в… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Маца, Янош — (Mácza, János) (в русских изданиях: Иван Людвигович Маца) (04.08.1893, с. Альшодертянош, ныне Словакия 1974, Москва)    венгерский искусствовед, литературный критик, драматург, поэт, переводчик. Учился в школе в Мункаче (ныне Мукачево, Украина) и …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Литература Венгрии — Венгерская литература (венг. Magyar irodalom)  литература, написанная на венгерском языке. Литература Венгрии, на протяжении всей своей истории вплоть до XIX века находилась в зависимости от западной, в особенности австрийской и немецкой… …   Википедия

  • Венгерская литература — Венгерская литература  литература Венгрии, на протяжении всей своей истории вплоть до XIX века находилась в зависимости от западной, в особенности австрийской и немецкой литературы, впрочем, также как и остальные области культуры Венгрии.… …   Википедия

  • Венгерский экспрессионизм —    возник в канун I мировой войны. Очагами его были журналы “Тетт”* (“A Tett”, “Действие”, 1915), закрытый цензурой в следующем году, и наследовавший ему “Ma”* (“Ma”, “Сегодня”), который просуществовал с 1919 в эмиграции в Вене до 1925. Особенно… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.