Гулевич, Ежи


Гулевич, Ежи
(Hulewicz, Jerzy)
(04.07.1886, Костянки - 01.07.1941, Варшава)
   польский драматург, прозаик, художник, издатель. Из семьи помещика-предпринимателя. Брат В.Гулевича*. Организатор и, наряду с Я.Стуром* и А.Бедерским*, ведущий теоретик польского экспрессионизма. Был отчислен из гимназии в Тшемешне за участие в тайном патриотическом кружке; выпускник гимназии во Львове. Учился на филологическом факультете Ягеллонского университета, в 1906 окончил краковскую Академию художеств. В 1907-1910 изучал живопись в Париже, позднее графику в Мюнхене; с 1907 выставлялся в Польше и за границей. Литературный дебют “Эстетические очерки” (“Szkice estetyczne”, 1910). Благодаря разносторонним талантам и широте интересов стал одним из главных деятелей культуры в Познани. Вместе с братьями Богданом и Витольдом создал кооперативное издательство художников и поэтов “Остоя” (“Ostoja”, “Опора”, 1916-1922). С 1916 дружен со С.Пшибышевским*. Был редактором и художественным руководителем журнала “Здруй”*, членом группы “Бунт”*, участвовал в выставках формистов. Свое имение Костянки превратил в штаб-квартиру экспрессионистского движения.
   Задачу нового искусства Г. видел в духовном возрождении человечества, эстетике стремился дать мистическое обоснование, отождествляя теософскую доктрину с мировоззренческой основой экспрессионизма. Суть нового искусства формулировал как “взгляд изнутри”, синтезирующее постижение “глубин” (вступление к антологии польского экспрессионизма “Заря эпохи”, “Brzask epoki”, 1920). Его программные теоретические тексты - буддийский диалог-притча “Самскара” (“Samskara”, 1918) и философский комментарий к Евангелию от Иоанна “Ego eimi” (“Аз есмь”, 1921) - апология вечного становления (“Бог не сотворил мир, а творит его”). “Работники духа” - противостоящая “культу материи” “горстка зрячих”, чей голос “тонет в шуме мировой биржи”, однако она еще может предотвратить “окончательное бешенство материи, явленное в кровавой революции” (“Spiritus resurgens”, 1920). В художественных произведениях нередко подменял непосредственную образную экспрессию профетическим теоретизированием. В романе “Кратеры” (“Kratery”, 1924) жизнь человека показана как борьба с “псом” в самом себе, драматическое “высвобождение Бога из зверя”. Роман “История Утана” (“Dzieje Utana”, 1928) повествует об обратном процессе - генетическом эксперименте по созданию зверочеловека. Противоборство звериного и “ангельского” начал в душе человеческой - центральная проблема и других романов Г. (“Дочь Оксюморона”, “Cora Oxymorona”, 1936; “Ненастье”, “Szaruga”, 1937; “Черная волна”, “Czarna fala”, 1938), а также его архаически-стилизованных мистериальных драм (“Каин”, “Kain”, 1920; “Клятва земли”, “Sluby ziemi”; “Болеслав Смелый”, “Воleslaw Smialy”, 1921; “Приданое”, “Wiano”, 1921; “Аруна”, “Aruna”, 1922; “Иоахим Ахим”, “Joachim Achim”, 1922). Ему принадлежит полный перевод “Фауста” Гёте на польский язык.
   Изобразительные работы Г. - в основном гравюры на дереве и металле: портреты, обнаженная натура, видения фантастических существ, символические и абстрактные композиции (нередки подражания В.Кандинскому*, Ф.Марку*, Э.Хеккелю*). Часть из них (книжные заставки, виньетки, иллюстрации, экслибрисы) выполнена в сецессионной манере; другие, вдохновленные кубизмом и футуризмом, - насыщены динамическими ритмами косых линий, острыми контрастами и деформациями, повторами выразительных элементов. Нарочито огрубленная форма графики Г. подчинена императиву спонтанной экспрессии. Издал “Генезис из духа” Ю.Словацкого со своими иллюстрациями (1918).
   После банкротства журнала “Здруй” и продажи родового имения за долги, с 1925 работал управляющим в поместьях на Волыни. В 1937 основал товарищество “Молодой театр” (“Mtody teatr”), частную художественную школу. В 1937-1939 редактировал литературный отдел в варшавской газете “Курьер поранны” (“Kurier poranny”, “Утренний курьер”). Во время гитлеровской оккупации участвовал в издании подпольной прессы. 2 сентября 1940 вместе с братом В.Гулевичем арестован гестапо. Казнен. Большая часть рукописей и изобразительных работ Е.Гулевича погибла во время Варшавского восстания.
   Лит.: [Спец. N] Die Aktion. 1918. № 35-36; Papée S. Teatr ekspresjonistyczny J.Hulewicza// PapéeS. Kwiaty na ugorze. Poznan, 1929; Helsztyñski S. [J.Hulewicz] // Helsztynski S. Przybyszewski. Krakow, 1958; Udalska E. Ekspresjonizm dramatów Jerzego Hulewicza // Dramat i teatr dwudziestolecia miçdzywojennego. Wroclaw, 1992.
   А. Базилевский

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Гулевич, Ежи" в других словарях:

  • Гулевич, Витольд — (Hulewicz, Witold) (псевдоним Ольвид, Olwid, 26.11.1895, Костянки 12.06.1941, Пальмиры под Варшавой)    польский поэт, переводчик, публицист. Из многодетной семьи помещика предпринимателя. Младший брат Е.Гулевича*. В 1914 1918 солдат германской… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Hulewicz, Jerzy —    см. Гулевич, Ежи …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Польский экспрессионизм —    Практика экспрессионизма как художественного направления в Польше была значительно шире, чем организованное движение; она охватывала и целые группы, и отдельных авторов, никогда не выступавших под знаменем экспрессионизма. Будучи в литературе… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • “Бунт” — (“Bunt”, Познань, 1918 1922)    объединение новаторски настроенных польских художников и поэтов, действовавшее под сильным влиянием экспрессионистской риторики. В интерпретации радикального крыла группы ее название связывалось с идеологией… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.