Сюрреализм и экспрессионизм


Сюрреализм и экспрессионизм
   Исторически - две формации авангарда, между которыми существовала обширная зона перехода. Хронологически преемственны: время расцвета (и упадка) экспрессионизма - первая, сюрреализма - вторая четверть XX в. Сыграли в искусстве роль обновляющих течений, идущих во многом от древнего истока: мифа, фольклорной фантастики, мистической традиции “тайного знания”. Развивались как в кругу деклараций и манифестов, так и вне его: многие стороны свойственного им подхода к миру реализованы в творчестве художников, не только не принадлежавших к этим течениям, но и оппонировавших им (Б.Брехт*, С.И.Виткевич*, Б.Линке*). Некоторые художники и писатели участвовали и в экспрессионистском, и в сюрреалистическом движении (М.Эрнст, П.Клее*, И.Голль* и др.). Соотношение и активность элементов сюрреализма и экспрессионизма, проникших в отдаленные художественные модели, производны от особенностей национальных культур; в консервативных контекстах заметней присутствие экспрессионизма, в более динамичной среде на первом плане - сюрреалистическая составляющая.
   Оба направления - подсистемы одной, деформирующей эстетической парадигмы. Близки друг другу духовным радикализмом, “варварским” самосознанием, парадоксальным сочетанием мистической рефлексии и бунтарского активизма*, креативным воображением. Экспрессионистическим и сюрреалистическим произведениям свойственны универсальный символизм, открытость и дерзость форм. Внутренняя динамика обоих течений связана с нарастанием деформации как средства прорыва к “цельному человеку” в единстве сознательного и бессознательного. И тут и там сочетаются - в разных пропорциях - рациональность и интуитивизм, интравертность и устремленность вовне, деструктивность и созидательность. И тут и там образная основа - не сравнение, не метафорический перенос (хотя и они присутствуют), а синекдоха и оксюморон.
   Доминантой поэтики экспрессионизма и сюрреализма является гротеск, который в мерцании содержательных планов соединяет “фантастику” и “реальность”, тем самым давая субъекту возможность пересотворить мир заново, воссоздать в образах аналог потаенной действительности, где сняты пространственные, временные, знаковые антиномии. Возникает визионерская “трансреальность”: сакральный аспект бытия становится зримым, непосредственно переживаемым опытом. В экспрессионизме интенсификация смысла достигается прежде всего за счет нагнетающего аффекты вычленения и столкновения крайностей, поэтики активной концентрации. Здесь преобладает деформация контраста, сдвига, диспропорции, служащая различению мнимого и абсолютного.
   Сюрреализму, с его поэтикой медитативного созерцания, фиксирующей спонтанную реакцию на карнавальную пестроту двуединого мира, свойственна прежде всего деформация соположения и отождествления предметных форм. Сюрреалистический “дурманящий образ” совмещением сна и яви напоминает о смысле “автоматически” угадываемой, необходимой “объективной случайности”: снятии дуализма материального и духовного.
   Экспрессионизм и сюрреализм противостоят друг другу как две фазы единого процесса. Экстатической резкости и наивной серьезности, патетическому утопизму экспрессионизма пришли на смену онирическая плавность, нейтрализующая ирония сюрреализма. Апеллируя более к инстинкту игры и чувству юмора, нежели к ощущению метафизического ужаса и предчувствию вселенской катастрофы, сюрреализм словно являл собой экспрессионизм, обогащенный футуризмом и дадаизмом. Типологически сюрреализм - это ассоциативный, смехо-вой, пародирующий экспрессионизм.
   Лит.: Alquie F. Philosophie du surréalisme. Paris, 1944; Nadeau M. Histoire du surréalisme. Paris, 1944; Pierre J. Le surréalisme. Paris, 1973; Biro A., Passeron R. Dictionaire general du surréalisme et de ses environs. Geneve, 1982; JanickaK. Surrealism. Warszawa, 1985; Steinwachs G. Mythologie des Surrealismus. Basel; Frankfurt-a-M., 1985; áwiatopoglad surrealizmu. Warszawa, 1985; Durozoi G. Histoire du movement surréaliste. Paris, 1997; Андреев Л.Г. Сюрреализм. M., 1973; Манифест сюрреализма// Называть вещи своими именами. М., 1986; Антология сюрреализма / Сост. Е.Гальцова. М., 1996; Вирмо А.О. Мэтры сюрреализма. СПб., 1996; Куликова С. Сюрреализм в искусстве. М., 1997; Лесли Р. Сюрреализм: Мечта о революции. Мн., 1997; Энциклопедический словарь сюрреализма. М., 2007.
   А. Базилевский

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Сюрреализм и экспрессионизм" в других словарях:

  • Сюрреализм — (фр. surréalisme  сверхреализм)  направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920 х во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Основателем и идеологом сюрреализма считается писатель и поэт …   Википедия

  • Экспрессионизм — «Крик» норвежского художника …   Википедия

  • СЮРРЕАЛИЗМ — (фр. surrealite сверхреальность) художественное течение в рамках модернизма, продолжающее вслед за экспрессионизмом, кубизмом, дадаизмом и футуризмом тенденцию поиска «подлинной реальности» и открывающее таковую в личностно чувственной сфере… …   Новейший философский словарь

  • Абстрактный экспрессионизм — (англ. abstract expressionism)  школа (движение) художников, рисующих быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических …   Википедия

  • Абстактный сюрреализм — Файл:PollockTela.jpg Джексон Поллок. Дейвид Смит, 1963 Абстрактный экспрессионизм (abstract expressionism) школа (движение) художников, рисующих быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических штрихов, больших кистей, иногда капая …   Википедия

  • Нео-экспрессионизм — Неоэкспрессионизм (Neo expressionism) направление в современной живописи, которое возникло в конце 1970 х и доминировало на арт рынке до середины 1980 х. Неоэкспрессионизм возник в Европе как реакция на концептуальное и минималистическое… …   Википедия

  • Немецкий экспрессионизм —    наиболее раннее по времени, по глубине и выражению проявление экспрессионистского течения, охватившее в начале XX в. все сферы искусства и культуры Германии и нашедшее отклик в других странах Европы и всего мира. На немецкой почве наиболее… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Пролеткульт и экспрессионизм —    Пролеткульт (сокращение ходового выражения “пролетарская культура”, ставшего впоследствии широко распространенным термином первоначально для обозначения членов группы “Вперед” А.Луначарского*, А.Богданова, Ф.Калинина, возникшей в 1913) был… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Абстрактный экспрессионизм — Послевоенный (кон. 40 х 50 е гг. XX в.) этап развития абстрактного искусства. Сам термин еще в 20 е гг ввел немецкий искусствовед Э.(?) фон Зюдов (E. von Sydow) для обозначения некоторых аспектов искусства экспрессионистов (см.: Экспрессионизм).… …   Энциклопедия культурологии

  • АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ — АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ, разновидность абстрактного искусства (см. АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО). Возник под влиянием сюрреализма (см. СЮРРЕАЛИЗМ) с его идеей «автоматического письма». Ярче всего проявился в живописи в свободных композициях,… …   Энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Сюрреализм и экспрессионизм» >>


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.