- Сюрреализм и экспрессионизм
- Исторически - две формации авангарда, между которыми существовала обширная зона перехода. Хронологически преемственны: время расцвета (и упадка) экспрессионизма - первая, сюрреализма - вторая четверть XX в. Сыграли в искусстве роль обновляющих течений, идущих во многом от древнего истока: мифа, фольклорной фантастики, мистической традиции “тайного знания”. Развивались как в кругу деклараций и манифестов, так и вне его: многие стороны свойственного им подхода к миру реализованы в творчестве художников, не только не принадлежавших к этим течениям, но и оппонировавших им (Б.Брехт*, С.И.Виткевич*, Б.Линке*). Некоторые художники и писатели участвовали и в экспрессионистском, и в сюрреалистическом движении (М.Эрнст, П.Клее*, И.Голль* и др.). Соотношение и активность элементов сюрреализма и экспрессионизма, проникших в отдаленные художественные модели, производны от особенностей национальных культур; в консервативных контекстах заметней присутствие экспрессионизма, в более динамичной среде на первом плане - сюрреалистическая составляющая.Оба направления - подсистемы одной, деформирующей эстетической парадигмы. Близки друг другу духовным радикализмом, “варварским” самосознанием, парадоксальным сочетанием мистической рефлексии и бунтарского активизма*, креативным воображением. Экспрессионистическим и сюрреалистическим произведениям свойственны универсальный символизм, открытость и дерзость форм. Внутренняя динамика обоих течений связана с нарастанием деформации как средства прорыва к “цельному человеку” в единстве сознательного и бессознательного. И тут и там сочетаются - в разных пропорциях - рациональность и интуитивизм, интравертность и устремленность вовне, деструктивность и созидательность. И тут и там образная основа - не сравнение, не метафорический перенос (хотя и они присутствуют), а синекдоха и оксюморон.Доминантой поэтики экспрессионизма и сюрреализма является гротеск, который в мерцании содержательных планов соединяет “фантастику” и “реальность”, тем самым давая субъекту возможность пересотворить мир заново, воссоздать в образах аналог потаенной действительности, где сняты пространственные, временные, знаковые антиномии. Возникает визионерская “трансреальность”: сакральный аспект бытия становится зримым, непосредственно переживаемым опытом. В экспрессионизме интенсификация смысла достигается прежде всего за счет нагнетающего аффекты вычленения и столкновения крайностей, поэтики активной концентрации. Здесь преобладает деформация контраста, сдвига, диспропорции, служащая различению мнимого и абсолютного.Сюрреализму, с его поэтикой медитативного созерцания, фиксирующей спонтанную реакцию на карнавальную пестроту двуединого мира, свойственна прежде всего деформация соположения и отождествления предметных форм. Сюрреалистический “дурманящий образ” совмещением сна и яви напоминает о смысле “автоматически” угадываемой, необходимой “объективной случайности”: снятии дуализма материального и духовного.Экспрессионизм и сюрреализм противостоят друг другу как две фазы единого процесса. Экстатической резкости и наивной серьезности, патетическому утопизму экспрессионизма пришли на смену онирическая плавность, нейтрализующая ирония сюрреализма. Апеллируя более к инстинкту игры и чувству юмора, нежели к ощущению метафизического ужаса и предчувствию вселенской катастрофы, сюрреализм словно являл собой экспрессионизм, обогащенный футуризмом и дадаизмом. Типологически сюрреализм - это ассоциативный, смехо-вой, пародирующий экспрессионизм.Лит.: Alquie F. Philosophie du surréalisme. Paris, 1944; Nadeau M. Histoire du surréalisme. Paris, 1944; Pierre J. Le surréalisme. Paris, 1973; Biro A., Passeron R. Dictionaire general du surréalisme et de ses environs. Geneve, 1982; JanickaK. Surrealism. Warszawa, 1985; Steinwachs G. Mythologie des Surrealismus. Basel; Frankfurt-a-M., 1985; áwiatopoglad surrealizmu. Warszawa, 1985; Durozoi G. Histoire du movement surréaliste. Paris, 1997; Андреев Л.Г. Сюрреализм. M., 1973; Манифест сюрреализма// Называть вещи своими именами. М., 1986; Антология сюрреализма / Сост. Е.Гальцова. М., 1996; Вирмо А.О. Мэтры сюрреализма. СПб., 1996; Куликова С. Сюрреализм в искусстве. М., 1997; Лесли Р. Сюрреализм: Мечта о революции. Мн., 1997; Энциклопедический словарь сюрреализма. М., 2007.А. Базилевский
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.