- “Везни”
- (“Весы”)литературно-художественный журнал, выходил в Софии с 1919 по 1922. Главный редактор - Г.Милев*. Среди сотрудников - Т.Траянов, Л.Стоянов, Хр.Ясенов, Н.Райнов, Э.Попдимитров, Н.Лилиев, Ламар, Ч.Мутафов*, Сирак Скитник.Главный орган болгарского модернизма в межвоенный период. Художественная ориентация “Везней” колебалась между символизмом как господствующим направлением болгарского модернизма (отсюда - название, отсылающее к русскому журналу “Весы”) и экспрессионизмом, энтузиастом которого был Г.Милев. Компромисс был найден Г.Милевым: по его мысли, экспрессионизм есть современная стадия символизма, родоначальник его - Малларме, а крупнейший представитель - Р.Демель*. В результате этого компромисса оригинальная проза и поэзия “Везней” оставалась главным образом символистской, а отделы критики и переводов настойчиво пропагандировали экспрессионизм. “Везни” помещали репродукции картин Б.Сандрара, В.Кандинского*, Э.Мунка*, О.Кокошки* и др., публиковали (в основном - в переводах Г.Милева) Й.Бехера*, А.Блока (“Двенадцать”), Э.Верхарна, Г.Гейма*, Г.Мейринка*, Р.-М.Рильке, А.Стриндберга*. Переводы обычно сопровождались статьями, в которых творчество каждого автора включалось в общеевропейскую панораму модернизма, увенчанную экспрессионизмом.Главная заслуга “Везней” - борьба с культурным провинциализмом, стремление вывести болгарскую литературу на европейский уровень и включить ее в общеевропейский культурный контекст.Лит. : Хаджикосев С. Българският символизъм и европейският модернизъм. София, 1974.В.Николаенко
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.