- “Ди Вайсен Блеттер”
- (“Die weissen Blätter”, “Белые листы”)ежемесячный немецкоязычный литературный журнал; наряду с журналами “Штурм”* и “Акцион”* - один из самых значительных печатных органов, вокруг которого группировались деятели литературы и искусства, близкие к экспрессионизму. Выходил с 1913 по 1921, сначала в Лейпциге, с 1916 - в Швейцарии (Цюрих и Берн), с 1919 - снова в Германии (Берлин). У истоков журнала стоял Ф.Бляй, главным редактором в 1913 числился финансировавший издание меценат Э.Э.Швабах. Начиная со второго года издания, к руководству журналом пришел Р.Шикеле*, которого Т.Манн назвал “вождем экспрессионизма”. Шикеле был организатором и идейным вдохновителем издания, которое долгое время, в том числе и в годы войны, оставалось представительным форумом экспрессионизма. Если “Штурм”, “Акцион” и другие журналы печатали практически все, что подходило им по духу, то “Д.в.б.” позволял себе руководствоваться более строгими эстетическими критериями. Журнал объявил себя чисто литературным, далеким от политики выразителем “нового стиля” (позднее “нового пафоса”*, лежавшего в основе экспрессионистского мироощущения и бывшего в первые годы знаменем экспрессионистского движения). Журнал выдвигал на передний план духовное воздействие искусства на человека. В программной статье “О характере будущей литературы” подчеркивалось, что грядущее искусство должно сторониться всякой тенденциозности, в том числе и классовой борьбы, и “преклоняться перед чудесами простой человеческой души”. Однако журнал не смог остаться в стороне от политики. Поначалу его отношение к войне, патриотизму и шовинизму в значительной мере зависело от умонастроения в Германии первых месяцев военных действий: империализм осуждался прежде всего английский, а война воспринималась как “освященный кровью зов к свободе”. Затем, с приходом Р.Шикеле, в публикациях стали преобладать пацифистские ноты, в дальнейшем журнал, издававшийся после в Швейцарии, то есть вне досягаемости немецкой военной цензуры, превратился в главного выразителя антивоенных, пацифистских настроений. Разгулу ненависти и шовинизма противопоставлялись призывы к умиротворению, голос разума, духовный интернационализм, забота о завтрашнем дне (“Разве не должны все те, кто не держит в руках оружие, уже теперь осознанно жить так, как после войны будет обязан жить каждый немец?”). В отличие от других экспрессионистских изданий, “Д.в.б.” не так резко противопоставлял себя старшему поколению писателей, группировавшихся вокруг “Нойе рундшау” (“Neue Rundschau”, “Новое обозрение”), и стремился быть выразителем не только политических, но также нравственных и художественных устремлений нового поколения. На его страницах печатались Г.Гессе, Р.М.Рильке, Г.Манн*, Т.Манн и др. В соответствии с провозглашенным “духом интернационализма” в нем публиковались произведения писателей других стран - А.Барбюса, П.Клоделя, Р.Роллана, Р.Тагора, У.Уитмена, в том числе и русских писателей, как умерших (Ф.Достоевский и Л.Толстой), так и живущих (М.Бакунин, В.Брюсов, В.Короленко и др.). Главное внимание уделялось немецкоязычным писателям-экспрессионистам, среди которых преобладали немцы (Й.Р.Бехер*, Г.Бенн*, К.Эдшмид*, В.Газенклевер*, К.Пинтус*, Л.Рубинер*, Э.Толлер* и др.), но встречались также австрийцы (Ф.Верфель*, Ф.Кафка*, М.Брод*) и - реже - швейцарцы (Р.Вальзер, М.Пульфер*). Графическое оформление журнала обеспечивали художники Дж.Грос*, Л.Майднер*, М.Оппенгеймер, Э.Штерн и др.Лит.: Cheval R. Rene Schickele et les “Weissen Blätter”// Allemagne d'aujourd'hui. 1957. №6; Hesse H. Eine deutsche Zeitschrift // Neue Zürcher Zeitung. 1915. 18.02.; Haase H. Die Antikriegsliteratur in der Zeitschrift “Die weissen Blätter”. Berlin, 1956; Raabe P. Die Zeitschriften und Sammlungen des literarischen Expresionismus. Repertorium der Zeitschriften, Jahrbücher, Anthologien, Sammelwerke, Schriftenreihen und Almanache. 1910-1921. Stuttgart, 1964.В. Седельник
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.