- Распад и торжество
- (Verfall und Triumpf)метафорическая антитеза, отражающая специфику художественного мировосприятия экспрессионизма. Словосочетание, принадлежащее Бехеру* (так называется одна из его ранних поэтических книг), передает глубочайшую противоречивость экспрессионистского видения мира, поэтику диссонансов, неразрывность трагической безысходности (“распада”) и светлого жизненного начала (“торжества”). Отсутствие полутонов, разрывы сцеплений, напряженность сочленяемых противоположностей - характернейшая черта экспрессионистской поэтики, создающей хаотически-тревожный образ мира. Он передается резкими ритмами, усеченным и усложненным синтаксисом, в неологизмах, часто являющих собой фрагменты слов, в гротескных словосочетаниях, монтаже несовместимых деталей, создании трагически-абсурдистских картин, в экстатическом напоре контрастной метафорики. Распад и торжество - две стороны целого, единства жизни, в которой экспрессионизм ищет связи между внешне несостыкуемыми понятиями; такое мировосприятие отражает одновременно и ясность поэтического зрения, и внутреннюю разорванность индивидуального мира художника.Слово “распад” (название одного из стихотворений Тракля*) принадлежит к ключевым в эстетической системе экспрессионизма - гниение, тлен, смрад, заживо разлагающаяся плоть, затухающая в муках жизнь (сборник Бенна* “Морг”, 1912). Грязь городских ночлежек, где обитают сифилис и чахотка; роженицы в сырых мрачных подвалах; бездомные и сироты, проститутки и сумасшедшие, бедняки, отброшенные на обочину жизни, - все эти мотивы создают образ нищеты и уродства современной цивилизации (Бехер, “De Profundis Domine”, 1913). Молодые экспрессионисты остро испытывают ощущение обреченности старого мира, предчувствие социальных катаклизмов, обретающих нередко форму эсхатологических видений, которыми так насыщена экспрессионистская лирика (“Конец света” называют свои стихотворения Э.Ласкер-Шюлер* и Я. ван Ходдис*).Распаду противостоит надежда на обновление мира и человека, вера во всеобщее возрождение. Отвращение к большим городам, этим “адским клоакам”, совмещается с убежденностью, что именно город-обитель свободы, приют для поэта. Соприкосновение с кровавой реальностью I мировой войны усиливает трагичность диссонансного мироощущения. Почти лишенная конкретных примет, передаваемая в абстрактно-экзальтированной форме, война предстает как “всеобщий ужас”, как “нечеловеческое зло” (К.Пинтус*). Но “распад”, олицетворяемый войной, и “торжество” как символ грядущего утопически прекрасного мира нерасчленимы в поэзии, прозе, драматургии экспрессионизма. Человечеству, оказавшемуся “пред огненными безднами” (Тракль), предстоят страшные испытания, неотделимые в образном мире экспрессионистов от веры в очищение, понимаемой часто в сугубо религиозном смысле. Утопия всеобщего единения становится одним из ключевых мотивов экспрессионистской литературы.Позднее, после военного краха и революционных событий, мотив “распада и торжества” обретает, особенно в творчестве активистов, более конкретный социальный смысл, что и привело многих из них в ряды левых сил. Крушение революционных надежд усиливает смятение и разлад в душах, ощущение надвигающейся катастрофы чаще находит выражение в экзальтированных сценических монологах. Название драмы Толлера* “Человек-масса” передает эту двойственность мировосприятия, как и попытку слить воедино мятежный дух личности и пугающий, но влекущий зов толпы. Вплоть до почти полного затухания экспрессионистской драматургии, исчерпавшей себя и в середине 1920-х отвергнутой зрителем, этот внутренний спор, контрастность зрения оставались одной из определяющих черт экспрессионистской поэтики.Лит.: Hohendahl P.U. Das Bild der bürgerlichen Welt im expressionistischen Drama. Heidelberg, 1967; Eykman Ch. Die Funktion des Häßlichen in der Lyrik G.Heyms, G.Trakls und G.Benns. Zur Krise der Wirklichkeitserforschung im deutschen Expressionismus. Bonn, 1969; Der Expressionismus. Teologische, soziologische und anthropologische Aspekte einer Literatur/ Hg. W.Rothe. Frankfurt a. M., 1977; Meixner H., Vietta S. Expressionismus - sozialer Wandel und künstlerische Erfahrung. München, 1982.И.Млечина
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.