- “Драма возвещения”
- (“Verkündigungsdrama”; возможный русский перевод “Драма провозглашения”; “Verkündigung” значит также “Благовещение”)форма драматургии и театрального представления в экспрессионизме, которая ориентируется на художественную прокламацию религиозно-философских идей или социально-политической программы преображения мира. Экспрессионисты осознавали себя провозвестниками “века духа” и заявляли миру о своей готовности совершить революцию в душах людей. “Драматическая миссия” - программный подзаголовок драмы Р.Зорге* “Нищий”. В соответствии с этой миссией театральная постановка организовывала акт духовного преображения, участниками которого были актеры и зрители. Сценическое пространство уподоблялось трибуне на площади или кафедре проповедника; факту “игры”, соответственно, придавалось демонстративное, агитационное значение (в социально-политической драме) и суггестивное (в религиозно-философской, визионерской драме).Социально-политическая драма возвещения, как правило, связана с конкретными историческими событиями (I мировая война, революция), которые осмыслялись отвлеченно-философски как столкновение полярных сил мироздания, в результате которого гибнет в самоуничтожении старый мир и рождается новый. Диапазон прокламаций при этом чрезвычайно широк - от призыва к революции и утопии обновлённого человечества (“Превращение” Э.Толлера*, “Коралл” Г.Кайзера*, “Люди без насилия” Л.Рубинера*) до апокалиптических пророчеств (“Газ” Г.Кайзера, “Мертвый день” Э.Барлаха*). Религиозно-философская “Д.в.” восходит к драме обращения (Bekehrungsdrama) и драме-мартирологу (Märtyrerdrama) эпохи барокко, а также в большинстве случаев сливается с имеющей те же корни экспрессионистской драмой преображения* (пробуждения). Драматургия этого типа не только широко использует явление и форму “видения” (Vision), но является по сути драматическим выражением “видения” сущности мира (или “новой реальности”), которая открывается герою в экстазе отчаяния или воодушевления. Такой задаче служит наиболее адекватная ей форма “Я-драма”* (Ich-Drama), поскольку герой-визионер стоит в центре мирового и драматического пространства (“Нищий” Р.Зорге, “Мертвый день” Э.Барлаха). Финал “Д.в.” чаще всего являет либо апофеоз всеобщего просветления через провозглашенную истину (“благую весть”), либо посмертный переход героя к высшему инобытию чистой духовности, который достигается подвигом самопожертвования (“Граждане Кале” Г.Кайзера, “Человек-масса” Э.Толлера). Аналогия с распятым Христом типична и концептуальна: экспрессионизм прокламировал себя как “религию спасения”, и судьба многих авторов драматических “видений” свидетельствует о том, что путь Христа стал для них своеобразной моделью жизнеустройства.Экспрессионистский герой-спаситель обладает не только исключительными качествами визионера и провозвестника будущего, но такой силой убеждения, воли и энергии, какая способна воздействовать на сознание людей - как в драматическом, так и в театральном пространстве. Суггестивной установке экспрессионистского театра, его задаче духовного единения актеров и зрителей служат особая организация постановки и драматического текста, характерная актерская игра: внезапные переломы сценического действия, высокий эмоциональный накал обращенных в зал монологов, риторические повторы и синтаксические нарушения речи, которая сопровождается преувеличенной мимикой и жестикуляцией. Экстаз и воодушевление зрителей неизменно вызывал IV акт “Нищего” Р.Зорге, а первая постановка “Сына” В.Газенклевера* в 1916 спровоцировала политическую демонстрацию.Поздняя экспрессионистская драма утрачивает пафос провозглашения и пародийно переосмысляет и программу всеобщего одухотворения, и “драматическую миссию” экспрессионизма (“Освобожденный Вотан” Э.Толлера “Мафусаил, или Вечный бюргер” И.Голля*).Лит/. Dramatik// Portner Р. Literatur-Revolution 1910-1925. Dokumente - Manifeste - Programme. I960; Expressionismus. Dramen in 2 Bdn. / Hg. K.Kändler. ВН.; Weimar, 1967; Lämmert E. Das expressionistische Verkündigungsdrama // Der deutsche Expressionismus. Formen und Gestalten/ Hg. von H.Steffen. Göttingen, 1970; Expressionismus. Literatur und Kunst. Moskau, 1986.О. Мартынова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.