“Драма возвещения”


“Драма возвещения”
(“Verkündigungsdrama”; возможный русский перевод “Драма провозглашения”; “Verkündigung” значит также “Благовещение”)
   форма драматургии и театрального представления в экспрессионизме, которая ориентируется на художественную прокламацию религиозно-философских идей или социально-политической программы преображения мира. Экспрессионисты осознавали себя провозвестниками “века духа” и заявляли миру о своей готовности совершить революцию в душах людей. “Драматическая миссия” - программный подзаголовок драмы Р.Зорге* “Нищий”. В соответствии с этой миссией театральная постановка организовывала акт духовного преображения, участниками которого были актеры и зрители. Сценическое пространство уподоблялось трибуне на площади или кафедре проповедника; факту “игры”, соответственно, придавалось демонстративное, агитационное значение (в социально-политической драме) и суггестивное (в религиозно-философской, визионерской драме).
   Социально-политическая драма возвещения, как правило, связана с конкретными историческими событиями (I мировая война, революция), которые осмыслялись отвлеченно-философски как столкновение полярных сил мироздания, в результате которого гибнет в самоуничтожении старый мир и рождается новый. Диапазон прокламаций при этом чрезвычайно широк - от призыва к революции и утопии обновлённого человечества (“Превращение” Э.Толлера*, “Коралл” Г.Кайзера*, “Люди без насилия” Л.Рубинера*) до апокалиптических пророчеств (“Газ” Г.Кайзера, “Мертвый день” Э.Барлаха*). Религиозно-философская “Д.в.” восходит к драме обращения (Bekehrungsdrama) и драме-мартирологу (Märtyrerdrama) эпохи барокко, а также в большинстве случаев сливается с имеющей те же корни экспрессионистской драмой преображения* (пробуждения). Драматургия этого типа не только широко использует явление и форму “видения” (Vision), но является по сути драматическим выражением “видения” сущности мира (или “новой реальности”), которая открывается герою в экстазе отчаяния или воодушевления. Такой задаче служит наиболее адекватная ей форма “Я-драма”* (Ich-Drama), поскольку герой-визионер стоит в центре мирового и драматического пространства (“Нищий” Р.Зорге, “Мертвый день” Э.Барлаха). Финал “Д.в.” чаще всего являет либо апофеоз всеобщего просветления через провозглашенную истину (“благую весть”), либо посмертный переход героя к высшему инобытию чистой духовности, который достигается подвигом самопожертвования (“Граждане Кале” Г.Кайзера, “Человек-масса” Э.Толлера). Аналогия с распятым Христом типична и концептуальна: экспрессионизм прокламировал себя как “религию спасения”, и судьба многих авторов драматических “видений” свидетельствует о том, что путь Христа стал для них своеобразной моделью жизнеустройства.
   Экспрессионистский герой-спаситель обладает не только исключительными качествами визионера и провозвестника будущего, но такой силой убеждения, воли и энергии, какая способна воздействовать на сознание людей - как в драматическом, так и в театральном пространстве. Суггестивной установке экспрессионистского театра, его задаче духовного единения актеров и зрителей служат особая организация постановки и драматического текста, характерная актерская игра: внезапные переломы сценического действия, высокий эмоциональный накал обращенных в зал монологов, риторические повторы и синтаксические нарушения речи, которая сопровождается преувеличенной мимикой и жестикуляцией. Экстаз и воодушевление зрителей неизменно вызывал IV акт “Нищего” Р.Зорге, а первая постановка “Сына” В.Газенклевера* в 1916 спровоцировала политическую демонстрацию.
   Поздняя экспрессионистская драма утрачивает пафос провозглашения и пародийно переосмысляет и программу всеобщего одухотворения, и “драматическую миссию” экспрессионизма (“Освобожденный Вотан” Э.Толлера “Мафусаил, или Вечный бюргер” И.Голля*).
   Лит/. Dramatik// Portner Р. Literatur-Revolution 1910-1925. Dokumente - Manifeste - Programme. I960; Expressionismus. Dramen in 2 Bdn. / Hg. K.Kändler. ВН.; Weimar, 1967; Lämmert E. Das expressionistische Verkündigungsdrama // Der deutsche Expressionismus. Formen und Gestalten/ Hg. von H.Steffen. Göttingen, 1970; Expressionismus. Literatur und Kunst. Moskau, 1986.
   О. Мартынова

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "“Драма возвещения”" в других словарях:

  • “Драма преображения” — (“Wandlungsdrama”)    то же, что и “Драма пробуждения” (“Erweckungsdrama”) разновидность экспрессионистской драмы, характер и структура которой определяются актом “преображения” героя, трактуемым с различных религиозно этических и философских… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • “Я-Драма” — (Ich Drama)    форма лирической драмы, в которой объектом изображения служит не внешняя, объективная действительность, а внутренний, субъективный мир героя (автора). Возможные русские эквиваленты названия: монодрама, психодрама. Восходя… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Литература и экспрессионизм —    Новая система средств выразительности, разработанная экспрессионизмом, в силу своей неоднородности с самого начала ускользала от четких определений (И.Голль*: “Не стиль, а окраска души, которая для техников литературы до сих пор не поддалась… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Театр и экспрессионизм —    Стилеобразующие и тематические признаки экспрессионизма возникают в немецкой драматургии и сценическом искусстве Германии уже в начале 1910 х, а в Австрии еще раньше. Театр, наряду с поэзией, живо воспринял новые творческие импульсы, шедшие от …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Verkündigungsdrama —    см. Драма возвещения …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Революция и экспрессионизм —    Отношение экспрессионистов к революции феномен крайне противоречивый. Выраставший в исторической ситуации начала XX в. экспрессионизм основывался на отрицании существующей реальности. Уже на ранней стадии своего развития, в годы перед I… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Унру, Фриц фон — (Unruh, Fritz von) (10.5.1885, Кобленц 23.11.1970, Диц на Лане)    немецкий драматург, романист, публицист. Сын генерала, учился в кадетском корпусе, в 1905 поступил на военную службу, которую оставил в 1911. Тем не менее, пошел добровольцем на I …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Утопизм —    одна из ключевых характеристик экспрессионистского художественного мышления. Противоречивое, как и сам экспрессионизм, это понятие складывается из часто пересекающихся разнородных, даже взаимоисключающих слагаемых: с одной стороны,… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.