- “Драма преображения”
- (“Wandlungsdrama”)то же, что и “Драма пробуждения” (“Erweckungsdrama”) - разновидность экспрессионистской драмы, характер и структура которой определяются актом “преображения” героя, трактуемым с различных религиозно-этических и философских позиций.Онтологически и идейно этот вид драмы связан с религиозно-философской “Драмой возвещения”*. Восходящая к тем же барочным истокам (иезуитской “драме обращения” и “драме исцеления”), эта художественная идея была воспринята и разработана ближайшим предшественником и театральным законодателем экспрессионизма А.Стриндбергом*. Однако, если стриндберговская драма изображает акт религиозного переживания и обращения героя - авторского alter ego - или же проникнута буддийской концепцией “просветления” (“Путь в Дамаск”, 1898-1904; “Большая дорога”, 1909), то экспрессионисты, восприняв глубоко индивидуальный опыт Стриндберга, вложили в разработанную им форму сугубо экспрессионистскую концепцию “нового человека”*.Утопия “преображения” типична для экспрессионизма, но характер ее неоднозначен. Драматургия 1910-х исполнена антивоенного и революционного пафоса, однако в идее преображения заложена не столько революционная, сколько этическая программа: утверждение любви как залога будущего пробуждения человечества (“Превращение” Э.Толлера*, “Род” и “Площадь” Ф. фон Унру*). Характерно наполнение этой программы религиозно-философским содержанием: христианским идеалом страдания и покаяния или же стриндберговской “игрой снов” и буддийской идеей “пробуждения” к духовной сверхреальности (“Голубая крепость” Э.Барлаха*, “Человек-зеркало” Ф.Верфеля*). Действие “Д.п.” концентрируется, как правило, вокруг радикального перелома в душе и судьбе героя. Этот перелом (нем. Aufbruch - порыв, отправление в путь), прорыв мощной душевной силы, пробуждение “я” - исходная точка внутреннего движения героя и действия драмы. Следующие ступени восхождения - искушение, преступление, наказание, искупление страданием и, наконец, полное духовное преображение, часто ценой физической смерти или безумия (“С утра до полуночи” Г.Кайзера*, “Нищий” Р.Зорге*). При этом в “Д.п.” часто используется заимствованный у Стриндберга структурообразующий принцип “драмы пути”* (“Stationendrama”) - “круг-путь” с зеркальной инверсией сцен, который в целом сохраняется, однако значительно упрощается или размыкается утопическим финалом (“Ад- Путь- Земля” Г.Кайзера). Сверхзадачей суггестивной экспрессионистской “Д.п.” является эмоционально-волевой катарсис, определяющий характерные драматургические и театральные эффекты: проповеднический пафос, высокий эмоциональный накал обращенных в зал монологов, экстатический финал и т.п.Лит.: Schrei und Bekenntnis. Expressionistisches Theater. Darmstadt, 1959; Expressionismus. Dramen in 2 Bdn./ Hg. K.Kändler. Berl.; Weimar, 1967; Der Expressionismus// Mann O. Geschichte des deutschen Dramas. Stuttgart, 1969; Expressionismus. Literatur und Kunst. Moskau, 1986.О. Мартынова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.