- “Литерарни скупина”
- (“Literární skupina”, “Литературная группа”)объединение чешских деятелей искусства, многие из которых выступали под флагом экспрессионизма. Возникло в 1921 в Брно, сначала как содружество шести молодых авторов - писателя Л.Блатного* (ставшего первым его председателем), критика и теоретика Ф.Гётца*, прозаика и драматурга Ч.Ержабека*, драматурга и режиссера Б.Стейскала, поэтов Й.Халоупки* и Д.Халупы. Позднее к ним присоединились Б.Влчек*, М.Ирко, З.Калиста, Й.Кнап, С.Кадлец, А.Раж, A.M.Пиша (председатель с 1927), В.Черны. Некоторое время членами группы были И.Волькер и К.Библ. Группа основала свой печатный орган - журнал “Гост” (“Host”, “Гость”, 1921-1929), название которого было предложено Волькером, автором поэтического сборника “Гость на порог” (“Host do domu”, 1921), проникнутого ожиданием обновления жизни. Журнал быстро перерос рамки регионального (моравского) издания благодаря активному участию в нем членов пражского “Деветсила” (Галас, Тейге, Незвал, Сейферт, Ванчура*, Гонзл) и других писателей, не входивших в группы и ассоциации.В октябре 1922 в журнале “Гость” был опубликован написанный Ф.Гётцем и Л.Блатным манифест “Наша надежда, вера и труд”, где акцентировались программные принципы, близкие экспрессионизму (хотя слово это не упоминалось). Присоединяясь к идее социализма, члены группы в то же время дистанцировались от революционных лозунгов “Деветсила” (что послужило причиной выхода из нее Волькера). Признавая исчерпанность и неизбежность краха буржуазного общества, они отвергали насилие и делали акцент на нравственных принципах (“революция не может, не должна вырастать лишь из чувства голода, она неотделима от этических слагаемых человеческой души, а их необходимо пробуждать, созидать и наращивать”). Члены группы верили в преобразующую миссию искусства, проповедовали “культ любви и гуманности”, “революцию человеческих сердец, которая является конечной целью великого космического всечеловеческого братства”). Отсюда эстетическая программа, в соответствии с которой культурное развитие представляет собой “результат множества различных точек зрения и индивидуальных волевых устремлений”.Членам группы не импонировала ни гражданская поэзия С.К.Неймана, по их оценке, “поющая красоту мира машин, той материи, которая убивает человека”, ни витализм и чувственность Ф.Шрамека и его последователей, “прославляющих лишь жизнь тела, инстинкты и животные страсти”. Ощущая “химеричность” и трагизм современного мира, участники группы видели перспективу в том, чтобы “устранить частнособственнический строй, освободить пролетария, но освободить и человека как такового, освободить духовно, от ненависти, злобы”. Проявляя интерес к изобразительному искусству, литературе, театру, народному творчеству, ремеслам, “Л.с.” планировала издание сборников, которые должны были стать трибуной молодой поэзии, выражающей ее эстетические установки: “человек как мера всех вещей, мира и космоса”; “динамичная и драматическая поэзия”; “отказ от психологизма и интеграция эмпирического материала во всей его повседневной случайности”. (Вышел в свет лишь один сборник, “Sborník Literarní skupiny”, 1923.)Со временем деятельность “Л.с.” сходит на нет. Ее представители постепенно отходят от экспрессионизма. Развитие некоторых из них идет от идеалистического гуманизма и социальной утопии к революции, большинства - к консолидации с реформистами; от экспрессионизма и примитивистского искусства они эволюционируют к традиционным формам социального реализма.Лит.: L.B.(Blatny). Z historie Ls// Host5, 1925/1926. Praha, 1926; Jerábek С. V pamétí a srdci. Brno, 1961; Brno v minulosti a dnes 8. Brno, 1966; Sborník Národního muzea v Praze. Rada С - literarní historie. Sv. XII (1967). С. 1. Avantgarda známá a neznámá, D. 1. Praha, 1971.Р. Филипчикова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.