“Анбрух”


“Анбрух”
(“Der Anbruch”, “Рассвет”, 1918-1922, Вена, Берлин).
   Австрийский литературный журнал. Имел подзаголовок “Воззвания эпохи” (“Flugblätter aus der Zeit”). Издатели - О.Шнайдер, И.Б.Нойман, Л.Ульман; редакторы - Ф.Графе, Х.Новак. Начал выходить в собственном издательстве. В 1919-1920 печатался в “Графическом кабинете” (“Graphisches Kabinett”) И.Б.Ноймана в Берлине, в 1921-1922 - в берлинском издательстве “Эрих Райх Ферлаг” (“Erich Reich Verlag”). По образцу журналов “Штурм”* и “Акцион”* имел фолио-формат, объем издания не превышал восьми страниц.
   Рупор венского экспрессионизма, журнал обосновывал свои цели потребностью молодежи в политическом и художественном обновлении. Констатируя наличие “пропитанной человечностью атмосферы подспудного рождения новой Европы” (Л.Ульман), требовал новой поэзии - “поэзии тенденции”, призванной передавать темп и напряжение жизни. Поскольку I мировая война “подвергла насильственному удушению эпоху политической стерильности” (О.Шнайдер), на поэтов возлагалась “новая миссия” - усилить политическую активность и борьбу с общественным устройством, породившим войну. Призыв к “духовному разоружению” (Э.Хаслик) звучит как призыв к миру, справедливости и братству, глобальному сотрудничеству в культурной сфере. Прокламировался отказ от политики “как инструмента одурачивания масс” (П.Корнфельд*), выдвигалось требование “изменить себя”, чтобы изменить мир.
   Миссия искусства усматривалась в том, чтобы постичь сущность человека, то есть вернуть ему “изначальную основу”. Экспрессионистский “порыв”* интерпретировался как выдвижение на передний план “человека нового типа”, олицетворением которого призвана стать молодежь. На этой основе строилась экспрессионистская теория познания, постулирующая необходимость гибкого мышления: “Откажитесь от собственной закостенелости - вот вам экспрессионизм” (Р.Мюллер).
   Расчищая путь “новым авторам”, “А.” отметал все старое, отдававшее дань традиции. Авторами литературных произведений были видные представители собственно экспрессионистского движения: П.Адлер, Т.Дойблер*, А.Эренштейн*, П.Хатвани*, Й.Р.Бехер*, Г.Бенн*, Э.Штайгер, Клабунд*, Т.Таггер*, Э.Вайс*, А.Вольфенштейн*, П.Цех*, О.Бржезина, Х.Казак*, О.Кржижановский* и др. Кроме литературных произведений журнал публиковал статьи, манифесты, критические заметки, рецензии, где обсуждались литературные новинки и постановки экспрессионистских драм. На страницах “А.” помещались репродукции ксилографии, рисунков, литографий Э.Шиле*, А.Кубина*, Б.Белла, Р.Дилленца, А.Файстауэра, Ф.Фейгля, Й.Фишера, А.П. фон Гютерсло* и др. Журнал организовывал театральные премьеры молодых авторов, литературные и научные чтения, музыкальные и танцевальные вечера, художественные выставки. С 1919 впервые с целью пропаганды нового музыкального искусства О.Шнайдер создал приложение к журналу под названием “Музыкальный альбом 4tA."” (“Musikblätter des "Anbruchs"”), просуществовавший до 1937. В публикациях среди прочего освещалось творчество Шёнберга*, Бартока, Берга, Браунфельса, Кренека, Шрекера.
   В 1920 О.Шнайдер и А.Э.Рутра выпустили в мюнхенском издательстве “Ролан” (“Roland”) антологию-летопись “А.”, куда вошли избранные литературные произведения, прежде опубликованные в журнале. В послесловии говорится о закате экспрессионизма и одновременно выражается надежда на то, что будущие поколения оценят вклад “маленькой группы, которая выросла и сплотилась на венской почве вокруг журнала "А."”.
   Лит/. Raabe Р. Die Zeitschriften und Sammlungen des literarischen Expressioinismus. Stuttgart, 1964; KlementC. “In ihrem Rücken ist Zusammenbruch”: Zur Selbstdarstellung der “Jüngsten” um 1918 in den Zeitschriften “Anbruch” und “Aufschwung” // “Mit uns zieht die neue Zeit”. Der Mythos Jugend .Frankfurt a M. 1985.
   Т.Кудрявцева

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "“Анбрух”" в других словарях:

  • Австрийский экспрессионизм —    развивался во многом синхронно с экспрессионизмом немецким и охватил в начале XX в. все сферы искусства (литература, живопись, скульптура, музыка, театр, архитектура и др.). Это было время, когда австрийская культура стремительно преодолевала… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Der Anbruch —    см. Анбрух …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • “Вер!” — (“Ver!”) (в переводе с латинского “Весна”, 1917 1921, Вена).    Ежемесячный общественно политический и литературно художественный журнал. Выходил с подзаголовком “Дабы современный дух проявился во всем и в каждом”. Издатели и редакторы… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Кржижановский, Отфрид Фридрих — (Krzyzanowski, Ottried Friedrich) (25.06.1886, Штарнберг, Германия 30.11. 1918, Вена)    австрийский поэт. Сын писателя Хермана Кржижановского. О детстве и отрочестве практически ничего не известно. С 1906 учился на философском факультете… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Новак, Генрих — (Nowak, Heinrich) (26.01.1890, Вена 12.08.1955, Цюрих)    австрийский поэт, прозаик, журналист. Сын ремесленника, чеха по происхождению, закончил Академическую гимназию. В Венском университете изучал германскую филологию, там же прослушал курс… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Пик, Otto — (Pick, Otto) (22.05.1887, Прага 25.05.1940, Лондон)    чешский писатель, поэт, драматург, переводчик, театральный критик, издатель. Сын мелкого лавочника. После окончания гимназии работал в Праге банковским служащим. Был дружен с В.Хаасом и… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Хатвани, Пал — (Hatvani, Pal) (в немецкой печати Paul Hatvani, псевдоним; настоящая фамилия Хирш, Hirsch) (16.08.1892, Вена 09.11.1975, Кью под Мельбурном, Австралия) венгерский (австрийский) литературный и художественный критик, переводчик, публицист. Выступал …   Энциклопедический словарь экспрессионизма


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.