- “Дер Блауэ Райтер”
- (“Der blaue Reiter”, “Синий всадник”, 1911-1914)второе по времени после “Брюкке”* художественное объединение экспрессионистов в Германии (1911-1914), интернациональное по составу участников. Сформировалось в результате выхода из “Нового художественного объединения” в Мюнхене группы мастеров во главе с В.Кандинским* (немецкие живописцы Ф.Марк* и Г.Мюнтер*, австрийский - А.Кубин), к которым присоединились немецкие художники А.Макке* и Х.Кампендонк*, швейцарец П.Клее* и австрийский композитор и художник А.Шёнберг*. В летописи объединения “Д.б.р.” значатся коллективные выставки в Мюнхене (декабрь 1911, февраль 1912) и в Берлине (галерея “Штурм”, 1912-1913) и выпуск альманаха под тем же названием (1912) с программными статьями Кандинского, Марка, Макке и Шёнберга, касающимися вопросов новой художественной формы. В опубликованном в конце 1911 трактате “О духовном в искусстве” Кандинский выдвинул теоретическое обоснование нового понимания цвета и композиции в живописи, а также тезис о мистической природе искусства.На выставках “Д.б.р.” также представляли свои работы многие австрийские, швейцарские, немецкие, русские и французские мастера, в том числе художники “Брюкке” Г.Арп, Л.Файнингер*, К.Малевич, М.Ларионов, Н.Гончарова, А.Явленский*, М.Верёвкина*, В.Бехтеев, Д. и В.Бурлюки, Р.Делоне, Ж.Брак, А.Дерен, П.Пикассо, М.Вламинк*, А.Руссо (посмертно), Ж.-Б.Нестле, Э.Эпстайн и другие. Лидеры “Д.б.р.” заявили, что отказываются придерживаться какой-либо единой эстетической программы во имя “...радости ощущения изобилия естественных форм, неустанно рождающихся в искусстве согласно его внутренним законам” (В.Кандинский в статье “Вопрос о форме”, 1912). Тем не менее, общая мировоззренческая установка группы определилась сразу же, сводясь в основном к возрождению концепции романтиков о неразрывной связи человеческого бытия с законами природы и внутренней оправданности любого поиска художника как акта, идентичного стихийному процессу мироздания.Несомненно новаторской для рубежа 1900-1910-х выглядела тенденция к дематериализации предметной формы, а чуть позже - принципиальный отказ от всякой предметности в искусстве, последовательно осуществленный В.Кандинским, Ф.Марком и П.Клее в 1911-1915 (“Искусство ничего не "должно", потому, что оно вечно свободно. От "должно" искусство убегает, как день от ночи” (“О духовном в искусстве”).Очевидные истоки мюнхенского экспрессионизма - философия Ф.Шеллинга, эстетика Р.Вагнера, трактат В.Воррингера* “Абстракция и вчувствование” (1908), труды Е.Блаватской и Р.Штейнера по теософии и антропософии, первые опыты с беспредметным искусством Х.Обриста и А.Хёльцеля в Мюнхене в 1900-е, а также воздействие полотен Ван Гога*, Сезанна и особенно Гогена с их синтетичной живописной структурой. С конца 1900-х к этим импульсам добавилось воздействие новаторских поисков живописцев “Брюкке”, с 1912- контакты молодых мастеров “Д.б.р.” с парижским авангардом и футуристами (после выставки итальянских футуристов в Германии в 1912).Стилистические позиции живописцев “Д.б.р.” и примыкавших к ним мастеров определились в два этапа. Старшее поколение (А.Кубин, А.Явленский, М.Верёвкина и др.) с большим трудом преодолевало свое увлечение символизмом и стилем модерн. Некоторые из них сумели прийти к своеобразному варианту “мистического фовизма” - таким оказалось, например, искусство А.Явленского, совмещавшего необычно размашистую манеру письма, интенсивную цветовую гамму и остро психологическую характеристику натуры (“Автопортрет”, 1905-1907). Другую тенденцию представляли молодые живописцы Ф.Марк, А.Макке и Х.Кампендонк, сумевшие в начале 1910-х творчески объединить поиски новой французской живописи (в первую очередь, мастеров “орфизма” во главе с Р.Делоне) с эстетическими установками “Д.б.р.”. Что же касается Кандинского, то его теоретические и творческие установки, наряду с достижениями А.Матисса и П.Пикассо, фактически предопределили дальнейший ход развития всего искусства XX столетия. Появление первых абстрактных полотен Кандинского в 1911 стало важнейшей вехой для экспрессионизма, знаменуя высшую фазу его эволюции. Здесь роль Кандинского трудно переоценить, поскольку он практически в одиночку осуществил и теоретически обосновал этот принципиальный шаг от частного к абсолютному, избрав объектом интенсивного творческого переживания уже чисто духовные и, в сущности, медитативные формы человеческого восприятия мира.Со времени авторитетных монографий Л.Г.Буххайма 1950-х, посвященных экспрессионизму, в искусствознании утвердилось мнение о расхождении эстетических позиций и особенно стилевой специфики в художественной практике мастеров “Брюкке” и “Д.б.р.”. В таком сопоставлении более важным остается, однако, мировоззренческий аспект. Мастеров этих художественных объединений несомненно сближало экстатическое переживание природы, человеческой натуры или идеи вселенского бытия. Такое переживание всегда тяготело к прозрению глобальной истины, к катарсису. Присутствие пантеистического транса в полотнах К.Шмидт-Ротлуфа* и Э.Нольде*, в картинах В.Кандинского и Ф.Марка перерастает в мистическое ощущение прямого контакта с космосом и тайнами мироздания, другими словами - в попытку художника приобщиться к некой высшей реальности. Соответственно меняются и средства живописи. Более жесткие, но пространственно читаемые структуры полотен художников “Брюкке” воспринимаются условной, но все еще очевидной проекцией предметного мира; у Кандинского (“Композиция VI” и “Композиция VII”, обе 1913) и у позднего Марка (“Борющиеся формы”, “Kämpfende Formen”, 1914) живописная структура картины трансформируется в отвлеченную “цветовую драматургию” и “живописно-пластическую ситуацию” (Д.Сарабьянов), независимую от связей с внешним миром (в том числе с геометрическими и орнаментальными мотивами) и переживаемую очень экспрессивно. Живописец больше не воплощает тему и не совершенствует художественную форму, но фиксирует с помощью красок и холста акт собственной духовной медитации. Более объективным поэтому оказывается вывод о близости, а не расхождении внутренних художественных позиций “Брюкке” и “Д.б.р.” и связи этих объединений между собой как отправной и завершающей фаз в эволюции экспрессионизма в годы перед I мировой войной.Выставочная деятельность “Д.б.р.” прекратилась с началом I мировой войны, после вынужденного отъезда из Германии В.Кандинского, А.Явленского и М.Веревкиной и гибели на фронте А.Макке в 1914. В 1916 под Верденом погиб Ф.Марк. В 1924 Кандинский попытался возродить объединение под названием “Синяя четверка” (“Das blaue Vier”; с участием П.Клее, А.Явленского и Л.Файнингера), выставки которого состоялись в Германии, а также в США в середине 1920-х.Лит.: Buchheim L.G. Der Blaue Reiter und die “Neue Künstlervereinigung München”. Feldafing, 1959; Der Blaue Reiter und seine Künstler. Brücke-Museum Berlin-Kunsthalle Tübingen, 1998/99; В.В.Кандинский. 1866-1944. Каталог выставки. Живопись, графика, прикладное искусство. Л., 1989; Сарабьянов Д., Автономова Н. Василий Кандинский. М., 1994.Соч.: Кандинский В. Избранные труды по теории искусства. Т. 1-2. М., 2001.Ю. Маркин
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.